Анатолий Коптев, креативный директор коммуникационной группы CSN-Pro, придумал, как заработать на организации флешмобов, фестивалей и других уличных мероприятий.
Так, акция по запуску небесных фонариков в парке 300-летия Петербурга собрала до 6 тыс. участников и позволила организаторам заработать до 200 тыс. рублей.
Анатолий переехал в Петербург сразу после школы и, решив не поступать в университет, начал работать в сфере PR. Через несколько лет он увлекся флешмобами (от англ. flashmob - "вспышка толпы"). "Я понял, что в городе нужно развивать уличную культуру. Тогда в России флешмобы уже набрали популярность, но мне хотелось вывести их на качественно иной уровень", - вспоминает Анатолий.
Вскоре бизнесмену удалось выделить два основных способа заработка на флешмобах: собирать массовые мероприятия, где каждый участник потратит около 100 рублей, или организовывать акции при участии спонсоров.
На фото: Самый массовый запуск фонариков на Марсовом поле
Первый коммерческий флешмоб "Красные лопатки" группа CSN-Pro провела по заказу городского сервиса по бронированию гостиниц "В Питер" снежной зимой 2010-2011 годов. Все участники получили от организаторов красные детские лопатки и начали усердно чистить тротуар от снега, тем самым демонстрируя городским властям свое недовольство качеством уборки улиц. Происходящее показали на городских каналах. Вторая попытка привлечь внимание властей к сугробам оказалась пикантнее - на этот раз снег с тротуаров убирали девушки на шпильках и в мини-юбках. По словам Анатолия, происходящее снимали не только российские журналисты, но и корреспонденты Associated Press, Metro Canada, Washington Post и других зарубежных изданий.
"Участникам флешмобов мы не платим. Все приходят, потому что это весело и интересно. Наша задача - сделать мероприятие привлекательным для гостей, а по возможности и для спонсоров", - рассказывает Анатолий.
Ожидаемым городским праздником стал флешмоб "Небо желаний". CSN-Pro предлагает петербуржцам в условленное время собраться в одном месте, чтобы запустить небесные фонарики. В августе 2011 года 2,5 тыс. человек на Марсовом поле запустили в небо более 4 тыс. фонариков. Уже через 3 недели в парке 300-летия флешмоб собрал 6 тыс. человек, которые запустили около 10 тыс. фонариков.
"На мероприятии мы продаем фонарики, в среднем каждый покупает по одному, в итоге чистая прибыль за вечер достигает 200 тыс. рублей", - поясняет Анатолий. Акция, организованная по заказу, обойдется клиенту примерно в 150 тыс. рублей. За год весь бизнес приносит владельцу от 1,5 до 3 млн рублей.
Анатолий намерен продолжать заниматься флешмобами и фестивалями, однако бизнесмен надеется найти способ быстрее и эффективнее договариваться с городскими властями. "Фестиваль мыльных пузырей мог бы состояться при поддержке спонсоров, однако согласование с ЦПКиО шло так долго, что в конце концов мы остались без финансирования", - сетует Анатолий.
В списке услуг рекламных и ивент-агентств Петербурга организация флешмоба встречается крайне редко. Сами бизнесмены отмечают, что спрос на подобные акции невысокий, среди заказчиков преобладают крупные компании.
"Флешмобы в основном заказывают крупные бренды, ориентированные на молодежную аудиторию, - говорит коммерческий директор btl-агентства Sales Technologies Николай Каплунов. - Каждая акция индивидуальна и креативна. Люди неожиданно начинают слаженно танцевать, украшенные скутеры и автомобили выезжают на одну улицу. Среди общего праздника фигурирует и название бренда заказчика. Такие мероприятия вызывают у зрителей приятные эмоции, однако не воспринимаются как обыкновенная реклама. Вероятно, в скором времени такие акции станут популярнее".