В Петербурге представлены все виды транспорта, но их развитие тормозят проблемы, решение которых пока не найдено. О вопросах развития инфраструктуры, в том числе и транспортной, на Петербургском международном экономическом форуме 2012 речь пойдет на панельной дискуссии "Инфраструктурные амбиции России - как финансировать?".
Сегодня на территории Петербурга расположены второй в России по величине морской порт, крупный железнодорожный узел, две ветки трубопроводной системы, аэропорт. Место города в транспортно-логистической системе России сложно переоценить. В 2011 г. грузооборот Большого порта вырос на 3% относительно 2010 г., до 59 млн 989,3 тыс. т. Оборот контейнеров, по данным администрации порта, составил 2,4 млн TEU (twenty-feet equivalent unit - эквивалент 20-футового контейнера), что на 22,4% больше, чем в 2010 г. По итогам навигации 2011 г. по Неве под петербургскими мостами было перевезено 8 млн т грузов, сообщил заместитель руководителя ГБУ "Волго-Балт" Александр Алексеев. Через мосты прошли 5250 судов. Пассажиропоток аэропорта Пулково в 2011 г. составил 9,6 млн человек, что позволило ему стать третьим аэропортом в России. Объем погрузки на Октябрьской железной дороге составил почти 100 млн т.
Но Петербург развивается не только как перевалочный пункт для транзитных грузов. "С течением времени объемная доля грузов, для которых Петербург является начальной либо конечной точкой, будет возрастать", - говорит начальник аналитического отдела ИК "Энергокапитал" Александр Игнатюк. - Чтобы это понять, достаточно посмотреть на возможности увеличения загрузки уже существующих и новых промышленных предприятий и градостроительные планы". При этом транзитный потенциал Петербурга также еще не исчерпан. Основными драйверами его развития являются рост деловой активности, возможность переориентации европейских грузов с центрального транспортного узла на более короткий путь, а также немного забытый, но по-прежнему живой контейнерный транспортный коридор Европа - Азия.
На сегодня Петербург недооценен как логистический центр, считает директор филиала "СПСР-ЭКСПРЕСС" в Петербурге и Ленобласти Олег Солодкин. "Несмотря на то что в городе находится крупнейший транспортный узел, связывающий Россию с Европой, не существует единых требований к логистическим операторам и программы развития торговых путей", - говорит он. По его мнению, Петербург будет развиваться за счет укрепления морских портов и создания современной скоростной федеральной трассы.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Морской пассажирский терминал на намывных территориях Васильевского осторва.
При этом с развитием порта до сих пор не все понятно. Генеральный директор холдинговой компании "Форум" Дмитрий Михальченко говорит, что у Петербурга нет генерального плана развития порта, хотя порт находится в центре города и для него заявлено множество инвестпроектов.
Спикер
Совета ФедерацииВалентина Матвиенко
на встрече с петербургским бизнесом (см. "ДП" №072/?12) заявила, что развивать порт в центре города невозможно, необходимо создавать портовые мощности в Бронке и других направлениях вне города. Кстати, большая часть налогов от порта идет в федеральный бюджет, поэтому город не много теряет от развития портов в Ленобласти. При этом разгружается дорожная сеть города, а петербургские компании по-прежнему могут участвовать в обработке грузов.
Еще одна проблема, по мнению Александра Игнатюка, - низкая пропускная способность железнодорожного узла и неудачное расположение железнодорожных объектов. Эта проблема существует давно и может быть устранена только в рамках реформы РЖД.
Олег Солодкин отмечает еще и тот факт, что для развития логистических центров важны площади для хранения, транспортировки и обработки грузов. "Подходящие площади есть только в Ленинградской области, но там особенно остро чувствуется нехватка крупных магистралей", - отмечает он.
Член наблюдательного совета ГК "Сотранс" Александр Швед рассказывает, что проблема состоит еще и в несогласованности разных профильных объединений, ведомств и организаций при решении проблем.
Так было с закрытием таможенных постов в 2010 г. Тогда, по данным членов Американской торговой палаты, стоимость таможенного оформления выросла в 4 раза, транспортные расходы - на 10-30%, компании были вынуждены увеличить складские запасы, так как предсказать сроки таможенного оформления было невозможно. Проблемой параллельно и безрезультатно занималось несколько организаций. "Единой структуры, которая решала бы отраслевые вопросы на уровне региона, не было и нет", - сетует Александр Швед.
Недавно на пост министра транспорта РФ был назначен бывший руководитель городского комитета по инвестициям Максим Соколов. И у транспортной отрасли Петербурга появился очередной повод для оптимистичных ожиданий.