Государственно-частное партнерство стало модным веянием времени: о нем много говорят, но редко используют. О механизмах привлечения инвестиций также будут говорить на Петербургском международном экономическом форуме 2012 в рамках дискуссии "Изменение инвестиционного климата на постсоветском пространстве как результат интеграционных процессов".
Партнерство бизнеса и государства при реализации крупных инфраструктурных проектов пока продвигается медленно. Основная причина - неуверенность обеих сторон процесса друг в друге.
Типичные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) - строительство или реконструкция объектов транспортной инфраструктуры (аэропорты, автомобильные и железные дороги, тоннели, мосты), общественных объектов недвижимости (больницы, школы, музеи), коммунальных сооружений (водоснабжение, канализация, переработка отходов), энергетических объектов, а также управление этими объектами и их техническое обслуживание. При этом, по данным опроса аудиторско-консалтинговой компании "КПМГ", если на глобальном уровне список отраслей, привлекательных для реализации проектов ГЧП, возглавляет энергетика, а за ней с небольшим отставанием следует транспортный комплекс, то в России наиболее привлекательным по-прежнему остается сектор жилищного строительства.
Сегодня в Петербурге по схеме ГЧП реализуются два крупных инвестиционных проекта. Во-первых, развитие аэропорта Пулково, которое экс-губернатор Петербурга, а ныне спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает единственным удачным примером ГЧП. Его удача, видимо, в том, что он строится без бюджетных средств, а полностью за счет частных инвесторов. Другой проект - строительство завода по переработке твердых бытовых отходов в районе Левашово. Общий объем инвестиций в оба проекта составляет около 60 млрд рублей.
В свое время бывший председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга Алексей Чичканов отмечал, что Петербург стал лидером по развитию ГЧП и даже сделал его модным. В городе есть свой закон "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах", который во многом опережает федеральный закон "О концессиях". Так, федеральный закон предусматривает только одну форму ГЧП - концессии, а в петербургском есть восемь других форм и перечень их не закрыт.
Вообще если до кризиса городские власти так и сыпали новыми проектами ГЧП, то сейчас заявления стали более осторожными. Причина - нехватка средств в местном и федеральном бюджетах, а также у частных инвесторов.
Реализация уже заявленных проектов идет медленно. К примеру, Западный скоростной диаметр (ЗСД), который должен строиться в формате ГЧП. В 2007 г. конкурс на право строительства и эксплуатации трассы выиграл консорциум "Невский меридиан" во главе с компанией "Базэл" Олега Дерипаски. Но из-за кризиса соглашение с инвестором так и не было подписано, а южный участок магистрали был построен за счет города. Также до сих пор, как отмечают в компании ASTERA, юридически не оформлено соглашение с консорциумом инвесторов во главе с ВТБ.
Ряд проектов ГЧП был пересмотрен. Это, например, Орловский тоннель, от которого было решено отказаться в целях экономии бюджетных средств. Пересматривается проект Дворца искусств на Васильевском острове. При этом ГЧП рассматривается как одна из возможных схем строительства "Аэроэкспресса".
По мнению
Людмилы Рева
, директора ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, неспешность реализации проектов ГЧП на самом деле кажущаяся и связана она с их масштабностью. "Первый успешно реализованный проект позитивно скажется на перспективах применения инструмента и привлечет инвесторов", - уверена эксперт.
Доверие между государством и частными инвесторами - вот важное условие ГЧП, считают специалисты. Но его-то пока достичь не удается. "Неясность в вопросах передачи части прав собственности от государства бизнесу, отсутствие законов о государственной собственности, о концессиях, о национализации и других важнейших нормативных актов пока что обусловливают чрезвычайно высокие риски инвестирования частных средств в объекты, принадлежащие государству", - отмечает партнер, директор петербургского филиала компании "Грант Торнтон Росэкспертиза" Сергей Давыдов.
Еще один сдерживающий фактор - нехватка высококлассных специалистов со стороны государства. Как результат - связанная с этой проблемой боязнь чиновников выпустить из-под контроля государственные объекты. В итоге создаются административные барьеры, отталкивающие инвесторов.
В России по мере применения схем ГЧП будет расширяться сфера их применения. "Уже сейчас появляются новые направления, например, в сфере комплексного освоения территорий, - говорит Людмила Рева. - В этих проектах государство берет на себя затраты по развитию инженерной и социальной инфраструктур".
ГЧП может найти применение и в культурной сфере. "Яркий пример того, что это возможно, - возрожденный Михайловский театр", - отмечает Сергей Давыдов. К тому же в Петербурге еще немало культурных объектов, которым не помешала бы реконструкция, в том числе и с помощью ГЧП.