Архитекторы считают, что в центре Петербурга должно появиться больше пешеходных зон и зелени и меньше закрытых дворов-колодцев.
Работы архитекторов были презентованы в рамках первого этапа конкурса на разработку концепций развития кварталов Конюшенная и Северная Коломна - Новая Голландия. Это первые два квартала из семи, вошедших в программу "Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга" на 2013-2018 годы. Сегодня эти территории обладают наибольшим инвестиционным потенциалом, здесь реализуется несколько значимых для города проектов.
Основная цель программы - определить концептуальный подход к сохранению исторических зданий. При этом ключевой задачей является решение проблемы ветхого, аварийного жилого фонда и расселения коммунальных квартир. Лучшие идеи, предложенные архитекторами, будут доработаны и вынесены на общественные обсуждения и рассмотрение жюри под председательством губернатора СПб Георгия Полтавченко.
Конкурсный отбор градостроительных и архитектурных идей - это первый опыт вовлечения широкой общественности в формирование долгосрочной целевой программы. Открытый конкурс был объявлен в начале мая. Всего в конкурсе участвовало 11 работ. Мастер-планы по развитию территории Новой Голландии представили компании "Содис Строй", АМ "Студия 44", ППФ "А. Лен", "Горпроект", "Спектрум-Холдинг" и "Генпроект", по кварталу Конюшенная - "Содис Строй", АМ "Студия 44", ППФ "А. Лен", СПб архитектурная ассоциация А.А. Литвинова и "Генпроект".
На фото: Вид на площадь Труда, предложенный компанией "Спектрум-Холдинг"
"Необходимо уточнение требований к конкурсным проектам с целью более четкого определения градостроительной политики в историческом центре. Вопрос улучшения качества жизни населения решается всеми городами, объекты в которых включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Нам необходимо заниматься благоустройством, расселять коммунальные квартиры, приводить в порядок аварийные здания, и при этом мы должны сохранять наиболее ценные элементы исторической среды", - комментирует Александр Макаров, глава КГИОП. По его словам, это сложная задача, от конкурсантов ждут максимально проработанных и продуманных предложений, именно поэтому создана рабочая группа, которая займется уточнением технического задания для второго этапа конкурса.
"В рамках второго этапа состоятся семинары с участием конкурсантов-проектировщиков, чтобы совместно определить направления, на которых стоит сконцентрировать усилия при дальнейшей доработке своих концепций. Предполагается, что подобные встречи будут и выездными, чтобы проектанты смогли на месте погрузиться в проблематику кварталов, над которыми они работают", - говорит Денис Цуканов, начальник управления стратегического анализа и прогноза КЭРППиТ.
Некоторые архитекторы предложили рассматривать два квартала, представленные на конкурс, как единое целое. Так, по мнению Никиты Явейна, руководителя "Студии 44", на территориях кварталов Конюшенная и Северная Коломна - Новая Голландия сегодня расположены все ключевые исторические объекты, но эти территории не объединены в систему, между ними нет удобных связей. "Обе эти территории сегодня агрессивны к туристам и пешеходам. Это фактически бесконечные парковки и сложные переходы", - считает Никита Явейн. По его мнению, их могла бы объединить некая пешеходная артерия.
Особое внимание в концепции архитектурной мастерской "Студия 44" уделено организации сквозных проходов с Миллионной ул. на наб. Невы через здания бывших великокняжеских дворцов.
Также разработчики проекта концепции предложили властям оценить, насколько ценны флигели постройки XIX века на территории Конюшенного двора: при их сносе здесь могла бы появиться новая публичная площадь, сопоставимая по размерам, например, с Королевской площадью в Барселоне, здесь могли бы происходить различные действа: оперные и джазовые фестивали, кинофорумы и т.п.
Организовать безбарьерные пешеходные и велосипедные маршруты между кварталами Конюшенная и Северная Коломна - Новая Голландия, в частности за счет освоения подземного пространства, было предложено компанией "Содис Строй". "Пешеходов и автомобили для безопасности, удобства и оптимизации транспортной схемы движения мы предлагаем распределить по разным уровням, - говорит Игорь Бритиков, архитектор "Содис Строя". - В Новой Голландии, например, можно было бы организовать подземные автомобильные тоннели - один от пл. Труда до первой сцены Мариинского театра, который освободил бы путь по Конногвардейскому бульвару, и второй - от Благовещенского моста под Английской наб. в сторону Ново-Адмиралтейского острова. Английская наб. превращается в пешеходную зону с организацией гостиничной линии и устройством причала для малых судов".
Разместить крытый атриум в Конюшенном дворе с подъемным видовым рестораном (может располагаться на высоте 40-50 м) предлагает мастерская "ППФ "А. Лен". Также проектанты хотят организовать одностороннее движение вокруг Марсова поля и по Миллионной ул., а под частью газонов Марсова поля разместись подземный паркинг.
В основу проекта развития территории Новой Голландии ППФ "А. Лен" легла идея реконструировать Английскую наб. и превратить ее в водные туристические ворота Петербурга. По мнению архитекторов, для этого необходимо произвести комплексную реконструкцию с созданием благоустроенного парка-набережной с различными кафе, магазинчиками, пунктами проката велосипедов и т.д., а для того, чтобы туристы могли напрямую выходить к Новой Голландии, организовать от Английской наб. сквозные улицы-пассажи, и разместить на нижних этажах зданий в этих домах торговые и развлекательные объекты и гостиницы.
Филиалом московского института "Горпроект" в СПб была представлена концепция развития территории вокруг Новой Голландии. Раскрыть потенциал этой пока что депрессивной территории, по мнению Филиппа Никандрова, главного архитектора ЗАО "Горпроект", можно было бы, превратив его в музейный квартал. Здесь на базе нескольких имеющихся и строящихся музейных и театральных площадок можно было бы проводить фестивали международного уровня, конкурируя с Венецианским биеннале искусств и архитектуры и с эдинбургским театральным фестивалем Fringe, где большинство представлений проходит под открытым небом.
Кроме того, сделать эту территорию более привлекательной, по мнению разработчиков, можно за счет современной стилистики и дизайнерских решений. Например, таких, как мощение Галерной (бывшей Красной) ул. красной резиновой крошкой.
Мастер-план, предложенный филиалом ООО "Спектрум-Холдинг" в СПб, предполагает формирование еще двух новых точек притяжения за счет воссоздания разрушенного храма Спас-на-Водах на Ново-Адмиралтейском острове и реновации территории фабрики им. Самойловой, которая могла бы получить новую социально значимую функцию - жилье, сдаваемое в аренду молодым специалистам. Важное место в концепции компании занимает идея о перебазировании института им. Лесгафта и возвращении петербуржцам и гостям города исторического парка - Демидова сада площадью 33 150 м2 с прудом, площадками для отдыха и т.д.
"На территории парка предполагается разместить один из выходов станции метро "Театральная", строительство которой необходимо, - считает Всеволод Яковлев, директор филиала ООО "Спектрум-Холдинг" в СПб. - Кроме того, устройство одного из выходов со станции метрополитена предполагается и на пл. Труда".
Ядром концепции ООО "СПб Архитектурная ассоциация А.А. Литвинова" стало раскрытие экологического потенциала городского пространства. "Мы откроем объемы внутренних дворов сквозными пешеходными перспективами, а пространство примыкающих дворов-колодцев объединим с помощью атриумов", - считает Андрей Литвинов, генеральный директор СПб архитектурной ассоциации А.А. Литвинова.
По мнению разработчиков проекта, такой подход позволит сохранить и в еще большей степени раскрыть блеск и очарование фасадов исторического центра и горожане и гости города смогут увидеть себя окруженными цветами и деревьями в традиционном городском ландшафте. Это, в свою очередь, должно открыть возможности для наполнения городского пространства новым культурным содержанием.
Создать зеленый пояс центральной части города было предложено и ООО "Генпроект". "При разработке концепции развития квартала Новой Голландии мы ориентировались на создание перспектив для дальнейшего развития территории Адмиралтейских верфей и создание плавно перетекающей пешеходной зоны через Новую Голландию в центральную часть города, в том числе через развитие Писаревского сада и раскрытие внутридворовых территорий, - комментирует Дмитрий Верхотин, генеральный директор ООО "Генпроект". - Все многочисленные корпуса института им. Лесгафта мы предлагаем объединить в единый крытый спортивный комплекс".