Взгляд россиян на свое будущее за полгода стал более оптимистичным, чем 2 года назад, говорят исследователи EPSI. Не все их коллеги с ними согласны. Но все единодушны в том, что падение рубля, цен на нефть и разговоры об ожидаемой в конце года новой волне кризиса уже через пару месяцев могут поубавить нынешний оптимизм.
Индекс потребительских настроений в России впервые за последнее время достиг уровня 2010 года, сообщает международная компания EPSI, которая следит за этим показателем с 2007 года. Так, если 2 года назад прогноз улучшения экономики России соответствовал 42 пунктам, а восприятие россиянами собственного благополучия — 55 пунктам, то на конец мая зафиксирован уровень в 48 и 60 пунктов соответственно. "Это свидетельствует об уверенности потребителей в завтрашнем дне, а значит, должно положительно сказаться на увеличении деловой активности и потреблении, снижении эластичности потребительского спроса по цене и может стать основой потребительского бума в 2012 году", — говорит генеральный директор EPSI в России и странах СНГ Александр Кособоков. Для сравнения: в 2007 году индекс по оценке экономики России составлял почти 50 пунктов, личного благосостояния — 58 пунктов, в конце 2008 года — 53 и 59 соответственно.
Индексы рассчитываются на основе 10–балльных оценок респондентов, где 1 соответствует оценке "точно не улучшится", а 10 — "точно улучшится". Затем они переводятся в 100–балльные индексы, чтобы повысить чувствительность модели к изменениям.
"Потребительские настроения определяют будущее потребление и поведение покупателей, — поясняет практический смысл индекса Александр Кособоков. — В США он рассматривается как важный макроэкономический показатель. Американскими исследователями замечено, что временной лаг между потребительскими настроениями и реальным изменением потребления составляет один квартал. То есть если индекс потребительских настроений растет, то через квартал растет и потребление, и наоборот. Для производителей и продавцов это также сигнал, насколько раскованно покупатели будут себя вести с точки зрения покупок, отношения к повышению цен и т.д. Если они не уверены в завтрашнем дне, то поведение будет более взвешенным, аккуратным и требовательным, в том числе к цене".
Впрочем, коллеги Александра Кособокова делают более осторожные выводы о потребительском оптимизме россиян. По данным регулярного мониторинга Ipsos Economic Pulse of the World, настроения россиян ухудшаются, правда, с оговорками, отмечает Людмила Новиченкова, директор по коммуникациям Synovate Comcon. "Если в марте 2012 года 23% россиян оценивали экономику в своем регионе как сильную, то уже в апреле мы видим падение до 18%, — говорит эксперт. — Любопытно при этом, что, замечая ухудшения в своем регионе, потребители все же пока не меняют своего восприятия экономической ситуации в целом по стране: и в марте, и в апреле 33% опрошенных назвали экономическую ситуацию в России позитивной". Несмотря на сказанное, Людмила Новиченкова настаивает, что оптимизма в отношении будущего россияне не высказывают.
Так, в марте 2012 года 20% опрошенных верили, что в ближайшие полгода можно ждать улучшений в российской экономике, а в апреле 2012 года это значение упало до 14%.
"Россияне смотрят в будущее с осторожностью. С февраля по май мы фиксируем снижение темпов роста повседневных потребительских расходов, — приводит свои доводы Игорь Березин, ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir и президент российской Гильдии маркетологов. — В мае — практически до нуля. Снижение темпов роста с 22% в январе и 20% в феврале до 14% в апреле и 11% в мае".
Несмотря на нюансы выводов, все эксперты сходятся во мнении, что нынешняя благостная картина может измениться. Падение рубля, цен на нефть, ожидание новой волны кризиса, причем на уровне не только разговоров на кухне, но и официальных заявлений руководства крупнейшего российского банка с государственным участием — все это не может не повлиять на поведение потребителей. "Все эти факторы могут оказать влияние на потребительское поведение уже в июне–июле", — уточняет Игорь Березин.
"Безусловно, в нашей стране скачки валютных курсов влияют на поведение покупателей, — добавляет Александр Кособоков. — В меньшей степени цены на нефть, так как об этом в новостях не так часто говорят. При этом могу сказать, что в последнее время население более спокойно реагировало на эти изменения, чем раньше. По большому счету пока многие считают, что кризис в Европе — это далеко от нас и больших опасений пока нет.