Олег Панкратов: "Не думаю, что ЗСД подорожает"

Автор фото: Роман Киташов

Руководитель департамента финансирования инфраструктуры "ВТБ Капитал" Олег Панкратов рассказал, на какой вид транспорта до Пулково он намерен привлечь 1 млрд рублей, почему так долго не начинается строительство центрального участка ЗСД, а также о планах компании поучаствовать в проекте платной дороги Москва - Петербург.

"ВТБ Капитал"   участвует в консорциуме  "Воздушные ворота Северной столицы" , который реализует проект реконструкции   аэропорта Пулково  в Петербурге. На каком этапе сейчас проект?
- "ВТБ Капитал" является лидером консорциума "Воздушные ворота Северной столицы", который осуществляет проект реконструкции, развития и эксплуатации на основе ГЧП объектов аэропорта Пулково.
Сделано многое: завершены бетонные работы по зданию терминала, сейчас монтируется крыша, идет работа по фасадам. Закуплено все внутреннее оборудование. Начали работы по перронам, гостинице и новому бизнес-центру. Все работы выполняются по плану и должны закончиться в срок.
Недавно стало известно о том, что структуры  Геннадия Тимченко  купили одно из зданий в Пулково-2 под терминал бизнес-авиации. Насколько это вписывается в ваши планы реконструкции аэропорта? Повлияет ли сосед на сроки и цену вашего проекта?
- Речь идет о небольшом желтом строении посередине терминального комплекса Пулково-2. Здание историческое - с него фактически начинался аэропорт. Когда мы начинали проект, рассматривали разные варианты его использования, но оно оказалось очень неудобным для пассажирского терминала. Это здание возможно только реконструировать, поскольку оно является памятником архитектуры. Смена его собственника на наши планы никак не повлияет, а выкупать его мы не планировали.
А у вас в проекте, насколько я понимаю, нет терминала для бизнес-авиации, которому проект Тимченко мог бы составить конкуренцию?
- Нет. У нашего консорциума планов по бизнес-авиации не было. Через Пулково сегодня летает около 10 бизнес-джетов в день. Это мало. Для хорошего бизнеса нужны сотни бортов.
Кроме того, в соседнем Пулково-3 недавно закончили строительство терминала для бизнес-авиации. Он и будет конкурировать с проектом Тимченко. А смогут ли два оператора поделить этот рынок? Не знаю. Время покажет.
Вы полгода назад собирались создавать компанию-оператора под проект  "Аэроэкспресс" , который решит вопрос транспортного сообщения Пулково с Петербургом. Создана ли эта компания?
- Мы как концессионер аэропорта заинтересованы в любом сообщении города с Пулково. Но решать вопрос о том, в какой форме нужно наладить это сообщение, должно правительство города.
Мы в своем проекте предусмотрели место, куда сможет прийти как легкорельсовый трамвай с Московского вокзала, так и аэроэкспресс с Балтийского вокзала.
Есть еще третий вариант - метро. Очень хороший, на наш взгляд. Но выбор все-таки за городской властью.
К чему склоняется город, по вашей информации?
- В последнее время больше говорят о метро.
И вы готовы будете войти в финансирование его строительства до Пулково?
- Мы говорили, что готовы как миноритарный акционер работать с "Аэроэкспрессом". Можем привлечь для его строительства около 1 млрд рублей. И эта цифра не изменилась. Что касается метро, то во всем мире в него инвестирует государство.
Давайте поговорим об участии "ВТБ Капитала" в проекте создания центрального участка Западного скоростного диаметра (ЗСД). Когда наконец начнется его строительство?
- Я полагаю, что осенью. Но рабочее проектирование - эта невидимая, но очень важная часть айсберга - уже ведется. А завершить работы мы должны в 2015 году.
Год назад вы говорили, что инвестиции в строительство этого участка ЗСД составят 120 млрд рублей. Сумма не изменилась?
- Сумма не изменилась. По условиям конкурса мы должны были сделать предложение по фиксированной цене. Поэтому менять цифру по условиям договора мы не можем. Хотя и дальнейшие изыскания, которые мы проводили, показали, что проект после Госэкспертизы не подорожал - объемы строительных материалов не изменились. И если нам не предложат включить в проект новые развязки, причин для увеличения сметы не будет.
В рамках ПМЭФ-2012 вы подписали соглашение с пятью банками, которые будут финансировать проект. Это финальный пул кредитных структур или возможно появление в составе новых инвесторов?
- Планов по дальнейшей синдикации у нас нет. Но, если появятся банки, которые захотят приобрести участие в этом проекте, - мы открыты для диалога.
А как вообще будут делиться вложения в этот проект? Сколько будет кредитов, сколько федеральных и собственных денег?
- Нужно понимать, что 120 млрд рублей - это общая сумма вложений. Она включает инвестиции в само строительство и проценты по кредитам во время стройки. Проект финансируется за счет гранта из федерального бюджета, который составляет около 51 млрд рублей, кредитных средств в сумме около 60 млрд и собственных средств акционеров консорциума в размере около 10 млрд рублей. Кредиты привлечены сроком на 12 лет.
На каком этапе сейчас проект?
- Последние полгода мы работали над подписанием финансовой документации по проекту. Второе направление, над которым мы работали, - создание ООО "МСС" как постоянно действующей структуры. Здесь мы на финишной прямой.
В преддверии начала работ на центральном участке мы также значительно усилили команду консорциума "МСС", генеральным директором которого назначен Алексей Бнатов, имеющий значительный опыт реализации инвестиционных проектов. Алексей работал генеральным директором группы компаний "АГРО-Инвест". К команде присоединились также финансовый директор и директор по строительству.
В дальнейшем, когда будем передавать МСС в управление от городского ОАО "ЗСД" участки, которые уже находятся в платной эксплуатации, в компанию начнет приходить профильный персонал - кассиры, специалисты эксплуатационной службы. Организационная структура МСС уже создана, и она может функционировать. Следующие наши шаги - рабочее проектирование и сама стройка.
Нет ли у проекта технических или политических проблем? Я спрашиваю об этом, потому что вы полгода не могли произвести его финансовое закрытие. Дату несколько раз переносили. Почему?
- Сложностей особых нет. Учитывая международный опыт, я могу сказать, что сделка сложилась в довольно короткие сроки. Ни один инфраструктурный проект не удается закрыть за один день. ЗСД является крупнейшим в мире проектом ГЧП, реализуемым в секторе автодорожного строительства.
Какой будет срок окупаемости проекта?
- Как правило, мы не смотрим на срок окупаемости. В подобных проектах существуют другие метрики, например доходность. В этом проекте планируемая доходность составляет 15-20% годовых, что является неплохим показателем в рамках международной практики.
Как оцениваете эффективность схемы ГЧП?
- Считается, что большинство проектов ГЧП реализуются в срок и в рамках заложенных бюджетов. Статистика это подтверждает.
По проектам госзакупок статистика хуже. Идея ГЧП заключается в том, что государство привлекает частного инвестора, который принимает часть рисков на себя. Интерес бизнеса в том, что риски ниже, чем в спекулятивных проектах. В результате ниже и доходность. Но она более стабильная и долгосрочная.
Есть ли у "ВТБ Капитала" еще какие-нибудь проекты на примете в нашем регионе?
- Следующий проект, на который нам следует обратить внимание, - это строительство новой автодороги Петербург - Москва. Ее участок со стороны Петербурга скоро выставят на торги. Нам этот проект был бы интересен. Сроки тендера пока не установлены. Но я думаю, он будет в этом году.
А Орловский тоннель? В рамках ПМЭФ было заявлено, что федеральный бюджет может выделить на него деньги.
- У этого проекта уже есть концессионер, выбранный на конкурсе.

Биография

Олег Панкратов окончил механико-математический факультет МГУ, получил степень MBA в бизнес-школе IMD (Лозанна, Швейцария). Работал управляющим директором в Merrill Lynch, главой департамента инфраструктурного финансирования (Европа) в ABN AMRO и др. В "ВТБ Капитал" с 2007 г. - соруководитель департамента инвестиционно-банковской деятельности на глобальных рынках, глава Управления финансирования инфраструктуры.

О компании

"ВТБ Капитал" - инвестиционный бизнес международной финансовой группы "ВТБ", основанный в апреле 2008 г. В 2008-2011 гг. "ВТБ Капитал" принял участие в 276 сделках на рынке долгового и акционерного капитала, что позволило привлечь инвестиции на сумму $113,2 млрд. Управление финансирования инфраструктуры "ВТБ Капитал" выступило консультантом более чем по 20 проектам, включая проект модернизации Пулково.