Предприниматель Кирилл Халюта придумал, как заработать на простых человеческих ценностях. Он запустил брендинговое агентство Freedomart и планирует использовать новые технологии создания брендов, в основе которых лежит методика, применяемая ранее лишь для коррекции поведения психически больных людей.
Свой бизнес Кирилл Халюта начинал с продажи футболок. "В 2008 году я заканчивал работу в рекламном агентстве, где продавал дорогой виски. Работать на кого-то у меня получалось плохо, денег было мало. Рисовать на футболках и продавать их тогда показалось мне самым простым способом заработать", - рассказывает Кирилл Халюта.
На 1600 рублей собственных сбережений были куплены футболки, краски и кисточки. Так появилась небольшая мастерская Freedomart, позже переросшая в дизайн-студию и затем в брендинговое агентство.
По цене 100-500 рублей футболки продавались плохо. Реальные продажи, по словам предпринимателя, начались, когда он решил сыграть на желании покупателей почувствовать себя богатыми и поднял цену до 10-15 тыс. рублей. "Когда нас спрашивали, почему так дорого, мы объясняли, что это индивидуальная работа художника", - говорит Кирилл Халюта. Таким образом удалось продать около 70 футболок. Заработанные полмиллиона рублей были вложены в дизайн-студию.
На фото: Халюта Кирилл Алексеевич, директор брендингового агентства Freedom Art. Санкт-Петербург 06.06.2012
Студия Freedomart открылась в 2010 году и сначала реализовывала небольшие проекты - разрабатывала визитки, календари и т.д. Первые клиенты приходили через друзей и знакомых. Крупных клиентов было немного, и стоимость заказа в 50 тыс. рублей считалась хорошей, но для развития бизнеса этого было мало. Поэтому через год, уже имея опыт работы в дизайне, предприниматель принял решение переквалифицировать Freedomart в брендинговое агентство.
В агентство Кирилл Халюта вложил 4,5 млн рублей собственных средств и часть заемных (сумма не разглашается). На эти деньги был сделан бизнес-план, куплено оборудование: профессиональные фотоаппараты, планшеты, компьютеры - снято помещение под офис и запущена интернет-реклама. Сначала в штате агентства работали три человека.Сейчас сотрудников уже 10.
За все время существования Freedomart как брендингового агентства были выполнены заказы более чем для 100 клиентов, среди которых есть такие, как ювелирная сеть "585", гостиница Park Inn, ГК "РОК-1" и даже Comedy Club. По словам Кирилла Халюты, сегодня мощности агентства позволяют реализовывать от одного до двух крупных проектов по созданию бренда в квартал и около 10 "мелких" проектов в месяц.
"Если речь идет о заказах по созданию визуального образа, то нам интересны заказы от 300 тыс. рублей. Если мы говорим о создании бренда и комплексном консалтинге, то это заказы от 1,5 млн рублей", - добавляет Кирилл Халюта.
Сегодня основными конкурентами Freedomart являются агентства неполного цикла со штатом сотрудников 10-15 человек, специализирующиеся преимущественно на дизайне, которые работают на рынке не более 5 лет и имеют схожие портфолио, например DDC Creative Lab и агентство "Воздух".
С точки зрения применяемых технологий Кирилл Халюта на российском рынке конкурентов не видит. В 2009 году агентством совместно с George Mason University of Washington D.C. была разработана технология брендирования, основанная на системе ценностей человека. "Рынок сегодня капризен именно потому, что покупка не всегда связана с потребностью как таковой, а связана с чувствами, эмоциями, ощущениями, - считает Кирилл Халюта. - Сотни существующих технологий построения бренда базируются на системе потребностей человека, но это каменный век маркетинга. Сегодня потребитель менее рационален, чем прежде". По его мнению, именно ценности определяют вектор поведения человека в целом. В основе технологии, разработанной Freedomart, лежит методика, применяемая раньше для коррекции поведения психически больных людей.
"Можно создать идеальную упаковку для продукта, как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения чувств. Сейчас на рынке доступны разные материалы, пакет гречки может быть идеальным на ощупь и вызывать правильные эмоции и чувства. В скором времени мы будем говорить: "эта упаковка вкусная на ощупь" - именно такие технологии способны изменить рынок", - добавляет Кирилл Халюта.
Через год предприниматель за счет привлечения новых инвесторов рассчитывает увеличить капитализацию компании, продав до 15% компании. В краткосрочной перспективе планируется открыть офис Freedomart в Европе (рассматриваются такие страны, как Англия, Италия, Дания или Испания). Через 5 лет за счет работы двух офисов Кирилл Халюта ожидает оборот до $10 млн в год.
Тем временем эксперты считают, что технология, предложенная Freedomart, не нова для рынка. "Достаточно давно существует проективная технология, с помощью которой выявляется образ мыслей человека, его life style, психотип, чувства и ассоциации, на основе которых формируется образ бренда товара или услуги, - говорит Елена Юферева, директор брендингового агентства Brandson. - Более того, существует несколько методов сегментации потребителей, и сегментация по психотипу как раз основывается на внутренних ощущениях потребителя и "эмоциональных" факторах". Кроме того, по ее мнению, рынок профессиональных брендинговых агентств на сегодняшний день уже сформирован и выделиться новой небольшой компании на нем будет сложно.
По приблизительным оценкам экспертов, российский рынок брендинга сегодня составляет более $200 млн в год. "Он небольшой и очень чувствительный к экономической ситуации в целом, так как брендинговые агентства относятся к аутсорсинговым услугам", - добавляет Елена Юферева. Тем не менее, по ее словам, последние несколько лет он активно растет примерно на 15% в год.