От очередного витка кризиса местную индустрию надежно страхуют гособоронзаказ и автопром.
Достигнув максимума в 2011 году, индекс промпроизводства Петербурга пошел на убыль, но пока, хоть и незначительно, превосходит общероссийский показатель. "Петростат" подсчитал, что местные промышленники в январе-июне 2012 года выпустили всего на 4,4% больше продукции, чем в тот же период 2011 года. Тогда им удалось нарастить производство почти на 17%. В целом по РФ за тот же период промпроизводство возросло всего на 3,1%.
По итогам первого полугодия в Петербурге сократился выпуск химической, текстильной продукции. Но вклад этих отраслей в экономику города невелик. Гораздо больше настораживает экспертов снижение потребления электроэнергии и газа, поскольку эти ресурсы в основном потребляют промышленники.
"Возможно, в Петербурге спад в этом секторе стал следствием теплой зимы, - рассуждает Денис Демин, начальник аналитического управления ИК "БФА". - По нашей статистике сложно делать выводы, нет детальной разбивки по отдельным отраслям. Например, производство и распределение электроэнергии считается вместе с газом и водой".
По мнению Виктора Кузнецова, заместителя генерального директора консалтинговой компании "МКД Партнер", нынешнее замедление темпов роста может означать, что страна входит в очередной виток кризиса. "Россия прежде всего поставщик энергоресурсов в развитые промышленные страны. А с мирового рынка приходят неутешительные новости", - отмечает специалист.
Подавляющее большинство экспертов ожидает замедления мировой экономики в этом году и в следующем. И пока пессимистические прогнозы оправдываются, темпы роста производства замедляются и в Европе, и в Китае, на который многие эксперты возлагали надежды как на локомотив экономического роста.
Снижение мирового спроса на энергоресурсы неизбежно коснется Петербурга. Наибольшая доля (49%) в обороте местных промпредприятий, как ни странно, приходится на производство нефтепродуктов. Это заслуга переехавшей сюда "Газпром нефти".
Доля нефтегазового сектора в экономике региона будет нарастать. Перебраться в Петербург готовится "Газпромэкспорт". Хотя его вклад в экономику города будет намного скромнее, чем одной из крупнейших нефтяных компаний страны.
Нефтяники потеснили прежде доминировавших машиностроителей и металлургов, чья доля в совокупном обороте местной промышленности сократилась до 21%. Впрочем, они могут наверстать упущенное. Лидируют в этом секторе автозаводы (8% от оборота). Сегодня каждый пятый автомобиль в РФ собирают в окрестностях Петербурга, а будет еще больше. В соответствии с новыми правилами промсборки, местным автозаводам предстоит довести выпуск продукции до 350 тыс. автомобилей в год со средним уровнем локализации 60%.
Поддержат темпы роста судостроители, хотя такие верфи, как Северная верфь и Адмиралтейские верфи, полностью загружены военными заказами до 2016-2018 годов. Зато рост объемов производства может показать Балтийский завод, который начинает осваивать госзаказ на строительство ледоколов и до полной загрузки предприятию еще далеко.
"На фоне страны Петербург выглядит значительно лучше. У нас диверсифицированная экономика, - уверяет директор петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек. - Пережить новый виток кризиса, если он случится, нам помогут предприятия оборонного комплекса. Но пока набор основных показателей не дает оснований прогнозировать спад".