Все больше банковских офисов открывается в спальных районах. Выходя за пределы центра, они становятся ближе к клиентам и экономят на аренде.
В настоящее время в спальных районах Петербурга представлены все розничные банки города. Между тем формат "близкого банка" требует новых условий работы отделений. Повысить рентабельность банки стремятся за счет внедрения системы мини-офисов и автоматизации услуг.
По оценкам Елены Веревочкиной, управляющей петербургским филиалом Росгосстрах Банка, расходы на открытие офиса в центре и на окраине сравнимы. Средняя стоимость стандартного кассового офиса объемом 100 м2 составит 3-5 млн рублей. В новых районах проще найти подходящее помещение для оборудования банка. Между тем, в спальном районе компании существенно экономят на аренде. Так, по данным портала о недвижимости bn.ru, стоимость месячной аренды коммерческой площади в месте большой проходимости, к примеру, в Выборгском районе составит 600-800 рублей за 1 м2, а сравнимый по качеству офис рядом с метро "Петроградская" обойдется уже дороже - в 1 тыс. рублей за 1 м2 в месяц.
"К преимуществам офисов на окраинах можно отнести сосредоточение целевой аудитории, эффективно пользующейся розничными банковскими услугами", - комментирует Данил Сверлов, директор департамента по работе региональной сети филиала "Петровский" банка "Открытие". Согласно данным исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), к 2012 году пользователями банковских услуг являются 77% россиян. Из них 19% оформляли потребкредит и 14% имеют срочный вклад в банке. Примечательно, что годом ранее срочные вклады были всего у 8% граждан. Всего на начало 2012 года на срочных счетах хранится 11849 млрд рублей, а по итогам 2012 года аналитики Агентства страхования вкладов (АСВ) рассчитывают увидеть еще 16-18% прироста сбережений.
Новые районы - это не только большой поток клиентов, но и естественный рост их базы, число посетителей будет увеличиваться вслед за строительством новой недвижимости. Между тем, чтобы стать популярным банком шаговой доступности и привлечь клиентов, приходится учитывать особенности спроса. Потребительские кредиты, денежные переводы, валютные операции, прием коммунальных платежей - за всем этим потребителю удобнее зайти по пути домой, нежели менять маршрут и ехать после работы куда-то еще. "В спальных районах очень хороший спрос на депозиты - люди хранят деньги недалеко от своего местожительства, так безопаснее. На втором месте - потребительские кредиты", - комментирует Елена Веревочкина. В то же время статусные офисы в центре города работают на имидж банка, здесь проводится основная масса сделок с корпоративными клиентами.
Главной проблемой удаленных отделений банков остается неравномерный клиентский поток. В часы пик сразу после окончания рабочего дня количество клиентов в таких офисах может быть очень велико, а оставшееся время сотрудники не знают, чем себя занять.
С этой целью розничные банки оптимизируют офисы в спальных районах, предлагая различные сочетания электронных и "живых" сервисов: применяются киоски самообслуживания. Современные терминалы способны предложить до 50 банковских операций и обслуживать сотни человек в день.
Для работы с наличностью применяются электронные кассиры, аппараты по приему средств, которые не требуют инкассации и позволяют сокращать площадь офисов. "Чтобы обеспечить непрерывный клиентский поток, необходимо помимо реализации мероприятий по информированию потенциальных клиентов создать позитивный образ надежного партнера, семейного финансового консультанта, "домашнего" банка", - полагает Андрей Шубин, директор по операционному управлению северо-западной дирекции банка "Пойдем!".