Недвижимость завода "Красное знамя" продается за долги его владельца Игоря Бурдинского в 2,5 млрд рублей. Но вырученные от сделки деньги не покроют долги бизнесмена.
До конца августа  Арбитражный суд Петербурга определит дату проведения открытых торгов по продаже участка, который предприниматель Игорь Бурдинский выкупил у "Красного Знамени" в 2006 г. В связи с признанием его ИП банкротом в феврале 2012 г. все принадлежащее ему имущество, в том числе комплекс по адресу: Петербург, Пионерская ул., 53, будет продано. Арбитражным судом назначен конкурсный управляющий Андрей Блинков, который сейчас занимается организацией торгов. В какой форме будут проходить торги, пока не решено.
ИП Игоря Бурдинского не смогло рассчитаться перед кредиторами по своим долгам, и в феврале по заявлению ООО "Промышленные технологии" ИП было признано банкротом. Как рассказали в пресс-службе Транскапиталбанка (банка-кредитора), размер задолженности ИП, подтвержденной судом, составляет более 2,5 млрд рублей: это задолженность перед Транскапиталбанком (150 млн рублей), Сбербанком и бизнес-партнерами ИП. У Транскапиталбанка в залоге по кредиту находится несколько зданий, однако в банке не уточняют, сможет ли их продажа покрыть задолженность. В пресс-службе Сбербанка не смогли уточнить сумму долга предпринимателя. С ООО "Промышленные технологии" связаться не удалось.
Но, по-видимому, продажа недвижимости не покроет все долги банкрота - сегодня имущество завода аналитики оценивают в $50 млн. Мобильный телефон Игоря Бурдинского, который раньше охотно общался с прессой, не отвечает. Согласно "СПАРК-Интерфакс", он является учредителем еще двух компаний - ТСЖ "Дом Архитектора Старова" и ООО "Премьер Строй Сервис".
На фото: Трикотажная фабрика "Красное Знамя".
"На конец августа назначено собрание конкурсных кредиторов, где должен быть представлен отчет о принятых мерах и о текущем положении дел. В связи с создавшейся ситуацией были приняты меры по финансовому оздоровлению компании, и сегодня некоторые конкурсные кредиторы рассматривают возможность заключения мирового соглашения с ИП "Бурдинский", - комментирует ситуацию его пресс-служба. В банках-кредиторах отказались комментировать вопрос "мирового соглашения" с предпринимателем.
В 2006 г. петербургский предприниматель Игорь Бурдинский выкупил у топ-менеджмента и акционеров ОАО "Красное знамя" 4 га на Петроградской стороне, между Пионерской ул. и Большой Разночинной ул. На этой территории расположены три производственных здания общей площадью более 40 тыс. м2 и силовая подстанция, построенная в начале XX века по проекту немецкого архитектора Эриха Мендельсона. Игорь Бурдинский рассчитывал развивать территорию как культурно-рекреационное пространство. В здании силовой подстанции планировалось разместить музей современного искусства.
Игорь Бурдинский ранее заявлял "ДП", что горд тем, что смог собрать всю территорию в своих руках. "Приобретя недвижимость "Красного знамени", я, по сути, приостановил продажу этого памятника по кускам, - говорил бизнесмен. - Пришлось потратить на это десятки миллионов долларов".
Тогда он говорил, что его партнером выступает банк ВЕФК, а объем инвестиций в проект оценивался в $500 млн. Впрочем, инвесторов он так и не нашел, а партнер бизнесмена во время кризиса "пошел ко дну".
"На участке можно построить многофункциональный комплекс площадью 80-90 тыс. м2 из жилья и офисов в формате лофт. А памятники можно приспособить под арт-пространство", - считает директор по инвестициям и консалтингу Colliers International СПб Владимир Сергунин. "Участок удачно расположен - на Петроградской стороне, в пешеходной доступности от метро. В этом районе высокие арендные ставки на офисы - не ниже $40 за 1 м2 в месяц, а жилье можно продать по $4 тыс. за 1 м2", - добавляет руководитель отдела консалтинга ASTERA Ольга Земцова.
Состояние большинства корпусов завода плохое. "Я последний раз проводила осмотр зданий весной. На территории пять памятников регионального значения, в том числе законсервированная силовая подстанция, трикотажный цех и три прилегающих к нему мастерских. Ситуация сложная, но не аварийная",- говорит эксперт ВООПИиК Маргарита Штиглиц. "Там не работают инженерные коммуникации - их придется реанимировать. И вообще, не идет речь о демонтаже или частичном сносе зданий. Можно будет только проводить реконцепцию. А ее стоимость, исходя из нашего опыта работы на проекте Дома Пропера, будет не менее $120 млн (от 60 тыс. рублей за 1 м2)", - добавляет коммерческий директор ГК "Размах" Сергей Ефремов.
Неудивительно, что опрошенные девелоперы по-разному оценивают перспективы аукциона по "Красному знамени". "Мы, конечно, изучим этот лот - его цену и возможности дальнейшего использования. Но на рынке и так много готовых бизнес-центров в продаже, где нет таких больших обременений", - говорит Андрей Ростовцев, финансовый директор УК "Сенатор" (у компании два действующих бизнес-центра по соседству: на Малом пр. и ул. Кропоткина). "А мы считаем этот участок перспективным и рассматриваем его для приобретения. Рядом наши проекты "Классика" и "Премьер Палас", где очень хорошо идут продажи квартир", - говорит руководитель компании "Л1" Павел Андреев. По его словам, культурные обременения проекта не беда. "Экономически успешных арт-зон в больших городах все больше. У нас в портфеле таких проектов пока нет", - говорит он.
Между тем в  комитете по инвестициям и стратегическим проектам Смольного "ДП" сообщили, что территорию "Красного знамени" могут рассмотреть в рамках рабочей группы по формированию перечня потенциальных площадок для создания первого креативного квартала в Петербурге.
“
Единого рецепта успеха для проектов редевелопмента промзон под объекты с культурной изюминкой нет. Но их реализация должна быть прозрачной и вменяемой с экономической и культурной стороны.
Прозрачность может обеспечить открытый конкурс на сценарий развития территории. Этому, кстати, может способствовать администрация города. Жители должны знать, что будет на депрессивном участке, иначе они по привычке будут обходить его стороной.
А вменяемость проекта, в том числе экономическую, могут обеспечить глубокий анализ и бизнес-план, в составлении которого должны принимать участие не только маркетологи, но и культурологи. Если город заинтересован в преобразовании промышленных территорий, власти должны быть лояльны к девелоперам, которые берутся за такие проекты, поскольку их экономический эффект не очевиден. Формы помощи можно обсуждать.
Савелий Архипенко
креативный директор лофта "Этажи"
Пока успешные примеры превращения бывших промышленных территорий в проекты с культурной составляющей в России можно сосчитать по пальцам. Можно вспомнить Даниловскую мануфактуру в Москве, которую превратили в современный бизнес-центр, арт-пространства "Винзавод" и "Гараж", а также лофт "Этажи" и остров "Новая Голландия" в Петербурге, которые стали модными культурными и рекреационными центрами. "Мы в начале пути: даже не приступали к освоению всей территории острова. Программы "Лето в Новой Голландии" временные. Это большое маркетинговое исследование, которое поможет изучить аудиторию", - скромно замечает креативный директор "Айрис Новая Голландия" Роксана Шатуновская.