Сергей Ветлугин: "Дострою баню и буду сидеть на лавочке"

Автор фото: Грин Евгений

Гендиректор "Главстроя-СПб" Сергей Ветлугин рассказал "ДП" о развитии конфликта со Смольным вокруг крупных строительных проектов компании, сравнил стиль жизни политика, банкира и строителя, вспомнил о своих главных достижениях на посту чиновника в команде губернатора Владимира Яковлева и признался, что любит сметное дело, хоккей и быструю езду.

Сергей Юрьевич, в городе вас знают как крупного чиновника, который работал при трех губернаторах и дослужился до позиции вице-губернатора в команде Владимира Яковлева . Но при Валентине Матвиенко вы с политической арены быстро сошли. Неужели скучно стало?
- Скучно не было. А уйти пришлось потому, что так сложились обстоятельства. Но мы по-доброму расстались с Валентиной Матвиенко, с которой хорошо знакомы еще с комсомольских времен. Она предлагала остаться на госслужбе - на другой должности. Но я попросил разрешения отдохнуть. Нужно иногда делать паузы.
Чем занимались после Смольного?
- Сначала по инерции проектами городской промышленности, поскольку курировал эту тему в администрации и хорошо ее знал. Меня до сих пор беспокоит, что у нас почти банкрот Балтийский завод, что Адмиралтейские верфи не выполняют своих задач. Больно за город…
А как же вас занесло в банковский сектор?
- Пригласили работать в Петербургский социально-коммерческий банк заместителем председателя правления с правом первой подписи. Я согласился, поскольку, во-первых, думал, что смогу через банковский ресурс поддержать промышленность региона, а во-вторых, интересно было изнутри узнать, как живет банковская система.
Разобрались?
- Да. Это был полезный опыт. Потом я еще в Энергомашбанке поработал. Но лишний раз убедился, что это не для меня. Работа монотонная и сильно регламентированная - нельзя проявлять самостоятельность. Мне такой тип деятельности по характеру не подходит. Я энергичный.
Поэтому поменяли банк на стройку?
- Я же по образованию строитель. И начинал когда-то в отделе строительства Ленинградского горкома КПСС - отвечал за ввод жилья в Ленинграде. Но, кстати, после банка я занялся не жильем, а возглавил филиал института "Атомэнергопроект", который строил ЛАЭС-2.
Почему не остались в этом проекте?
- Не готов был жить в Сосновом Бору. А иначе руководить было невозможно.
В прошлом году "Атомэнергопроект" потерял стройку ЛАЭС-2. Теперь там рулит "Спецстрой" под руководством бывшего сенатора Григория Нагинского . А ключевой подрядчик стройки - компания "Титан-2" , которую возглавляет его дочь Елена Нагинская . Можете дать свою оценку этой ситуации?
- Очень много политики и мало дела. ЛАЭС-2 - сложный объект. Штучный. Ненормально, что там семейный подряд. Вообще, смена генподрядчика, на мой взгляд, была ошибкой. Сроки ввода наверняка перенесут, а сметы увеличат.
В каком состоянии вы приняли "Главстрой-СПб" ?
- В хорошем. Здесь отличная команда и огромный фронт работы: 700 га земли, проекты на 6 млн м2 жилья с объемом инвестиций более 250 млрд рублей. Я, когда первый раз делал объезд, говорю: покажите, ребята, где кончаются наши владения… Глазом не охватить.
Давайте по порядку. Самый большой ваш проект - "Северная долина" на 2,75 млн м2 жилья. Вы, если я правильно помню, закончили две очереди и сейчас завершаете третью. Когда финиш?
- Ввод третьей планируем в ноябре. Кстати, получено разрешение на строительство следующей очереди. А полностью завершить проект планируем в 2017 году.
Ваши цены в "Северной долине"­ сильно беспокоят конкурентов. Вы их поднимать не планируете?
- Уже подняли. В третьей очереди цена 1 м2 однушки - 78 тыс. рублей, в четвертой - 73 тыс. рублей (как раз недавно начались продажи). На пятую очередь планируем выставить цену 68 тыс. рублей. Это существенно больше, чем в прошлом году. Но рынок изменился. Работать без прибыли мы не можем.
Как дела с инфраструктурой в "Северной долине"? Особенно беспокоит транспортная доступность района.
- Когда мы покупали участок, город обещал построить головные источники, куда мы сможем подключиться, а также транспортную инфраструктуру. Мы надеялись на активную совместную работу. Но многие вопросы пока без ответов. Например, не понятно, кто должен строить внутриквартальные дороги. Это не просто проезды, а серьезные многополосные магистрали.
Мы считаем, что они городские, хотя и внутри нашей территории. А нам говорят: давайте строить их на основе ГЧП. Не понимаю почему. Они что, будут платные? По этому поводу идет диалог с властью. Кстати, часть затрат по дорогам мы на себя уже взяли - оплатили их планировку и проектирование. Также участвуем рублем в развитии головных инженерных источников.
А что там со школами и детскими садами?
- По проекту там должно быть 10 школ и 14 детсадов, а еще две поликлиники, здание полиции и пожарное депо. Мы зарезервировали землю под эти объекты и платим за нее арендную плату. Более того, в октябре 2011 года мы построили первый детсад. Но постановление города о его выкупе было подписано только в конце июля 2012 года. А передать его мы до сих пор не можем - нам за него так и не заплатили.
Неужели вас игнорируют?
- Ну, нельзя так сказать, что игнорируют. Но переговорные процессы, с нашей точки зрения, могли бы идти не так долго, как сейчас, и с большей эффективностью. Хочется более результативного общения.
Но по проекту в Юнтолово, насколько я знаю, вы с властями все-таки общаетесь. На днях предложили городу выкупить для очередников квартиры в первой очереди этого квартала по цене Минрегиона . Зачем вам эта сделка?
- В рамках реализации проекта в Юнтолово сейчас есть определенные проблемы, но нам надо находить с городом какие-то точки соприкосновения для их решения. Мы сейчас ведем там строительство 14 домов общей жилой площадью более 114 тыс. м2. Цена, предложенная Минрегионом (51 950 рублей за 1 м2), нас устраивает. Поэтому мы и обратились к городским властям с таким предложением. Готовим и другие предложения.
Смольный много раз заявлял, что хочет вообще расторгнуть с вами контракт по этому проекту. В чем суть претензий к "Главстрою-СПб"?
- Утверждают, что мы нарушили условия инвестиционного договора, поскольку не построили внутриквартальные инженерные сети и не передали их на баланс города. Но это надуманная претензия, поскольку город сам не выполнил обязательства по строительству в этом районе головных источников. Мы же не можем подключать сети в никуда… Например, вопрос с канализационным коллектором: город начнет его строить только в будущем году. И коллектор этот будет предназначен не только для нашего проекта.
Аналогичным образом обстоят дела и с прокладкой новых транспортных путей, а именно 32-й и 49-й магистралей. Эти дороги общегородского значения с двумя развязками, которые окаймляют наш участок, будут также обеспечивать транспортную доступность ко всей Северо-Приморской части Петербурга. Их строительство - задача города, а не инвестора.
А по поводу проекта на Шкапина - Розенштейна удалось договориться с властями?
- Да. Готовится дополнительное соглашение к основному контракту с городом, в соответствии с ним сроки строительства нам продлят до конца 2015 года.
Без дополнительных отчислений в бюджет?
- На данный момент да. Но по нашему заказу и по техническому заданию, утвержденному КУГИ, идет рыночная оценка нашего участка. Она покажет, во что может вылиться очередной срыв сроков строительства. В этом случае размер арендной ставки для нас будет коммерческим.
Есть вероятность, что не уложитесь в сроки?
- Нет, все будет по графику. Мы бы и первый раз уложились, если бы участок был свободен от имущества третьих лиц, как говорилось в документах к торгам. Но он оказался не свободен. И до начала 2011 года шли суды. Мы потеряли 3 года не по своей вине.
А если опять сбой? Если участок в итоге попадет на торги, вы за него будете бороться?
- Теоретически да. Но думаю, что до этого не дойдет. Во всяком случае сделаем для этого все возможное. Мы уже завершили нулевой цикл жилой части проекта - "вышли из земли". Вторая часть - деловая, где планируется строительство трех бизнес-центров и гостиницы на 200 мест, - в активном режиме переговоров. В диалоге четыре отельные сети, которые уже присутствуют на рынке Петербурга. У каждой из них свои требования. Начнем строить, как только договоримся. Думаю, это произойдет к концу осени.
Есть ли какие-то подвижки по проекту реконструкции Апраксина двора?
- После историко-культурной экспертизы экономика проекта, за который брался в 2008 году "Главстрой-СПб", стала отрицательной. Но город не изменил ни одного первоначального требования. Более того, сейчас от нас требуют в течение 3 месяцев выкупить в Апраксином дворе не менее 90% помещений собственников.
А сколько выкуплено на данный момент?
- У нас под контролем 47 тыс. м2 из общей площади 170 тыс. м2. В том числе в собственности мы имеем 4,3 тыс. м2. Но за прошлый год не выкупили ни сантиметра. Зато закончили проектирование 26 корпусов из 66, которые там находятся. Отдали проект для заключения в КГИОП в начале минувшего лета. Ответа ждем до сих пор. И пока все разговоры с городом идут на уровне "выкупайте и начинайте реконструкцию". Ну, реконструируем… А чья это будет собственность? Города? Принципиально я не возражаю. Пусть только вернут деньги, вложенные нами в проект. А это уже сотни миллионов рублей.
Вы можете отказаться от реконструкции Апраксина двора?
- Теоретически да. Но было бы обидно просто развернуться и уйти - столько сил потрачено. Сегодня мы знаем все здания на территории и грунты под ними. Мы находимся в тесном контакте с собственниками корпусов. Мы совместно боремся с незаконной торговлей и другим криминалом, хотя это вообще-то не наша компетенция.
Зато драйва, о котором вы мечтали, работая в банке, в "Главстрое" у вас теперь с лихвой…
- Должен честно признаться, ситуация, которая в последнее время складывается в нашей отрасли, напоминает хронический стресс…
А есть какой-то внутренний предел терпения, который вы для себя определили?
- Нет, конечно. Мне не привыкать. Я всегда работал в непростых условиях. Помните историю с сетями АЗС при Владимире Яковлеве? Пригласил губернатор, поставил задачу - сделать рынок заправок цивилизованным. Было очень нелегко, поверьте. Но глаза боятся, а руки делают. Потом была история с созданием единой лицензирующей структуры для городского бизнеса - тоже сделали. И я до сих пор считаю, что эта структура была лучшей в стране: пять шагов к лицензии в установленный срок и никаких взяток. Из экстрима можно еще вспомнить подготовку к 300-летию Петербурга в условиях бюджетного дефицита: едешь в Москву и начинаешь объяснять, что у нас размыв, и то, и се… Там выслушивают и говорят: ладно, уговорил - сейчас денег дадим, но в ближайшие 300 лет не приезжай.
Не жалеете, что вы сейчас не чиновник, а по другую сторону баррикад?
- В бизнесе мне значительно комфортней и интересней. Здесь легче просчитывать людей и логику событий.
А хобби у вас есть?
- Очень люблю хоккей. Раньше сам играл, но сейчас не хватает времени. Болею за СКА. Считаю, что мне в этом году очень повезло - уже купил абонемент на следующий сезон. Еще люблю погонять на машине. Жена за это все время ругает. Экономику люблю и сметное дело. Вообще, люблю считать. А еще люблю сам что-нибудь строить. Построил дом для семьи, сейчас возвожу "банно-прачечный комбинат" на своем участке. Своими руками могу что угодно сделать: дом срубить, штукатурить, красить, плитку класть и кирпич… Так что смысл процесса, которым руковожу, я знаю.
Если не сложится в "Главстрое", куда двинетесь дальше?
- Не знаю. Дострою баню и буду сидеть на лавочке…

Справка

"Главстрой-СПб" основан в 2006 году. Входит в строительный сектор группы "Базовый элемент" Олега Дерипаски. Занимается комплексным освоением больших городских территорий. В портфеле компании четыре проекта в СПб на 6 млн м2 жилья с общим объемом инвестиций более 250 млрд рублей. Земельный банк - 700 га. В 2011 году компания ввела 286 тыс. м2 недвижимости, став лидером рынка города по этому показателю. Выручка в 2011 году составила 13 млрд рублей (против 12 млрд годом ранее).

Биография

Сергей Ветлугин родился 1 декабря 1955 года в Мурманске. Окончил ЛИСИ и Ленинградскую высшую партийную школу. Доктор экономических наук. С 1991 по 2003 год работал в органах городской власти. Был вице-губернатором СПб. После ухода из Смольного занимал посты в крупных коммерческих структурах города. С марта 2012 года гендиректор ООО "Главстрой-СПб". ? Награжден знаками "Почетный строитель РФ", "Почетный работник ЖКХ", "Почетный машиностроитель". Женат. Есть дочь.