Владельцы холдинга "Фаэтон" взяли под контроль процесс банкротства топливной компании и начали выкуп долгов у банков-кредиторов.
В деле о банкротстве топливной компании - ООО "Фаэтон-аэро", - входящей в холдинг "Фаэтон", произошел перелом. Федеральный арбитражный суд СЗФО отменил решения о включении в реестр кредиторов ряда дружественных должнику компаний, которые могли обеспечить владельцам холдинга братьям Сергею и Михаилу Снопок контроль над процедурой банкротства. Но предприниматели успели взять ситуацию под контроль, и теперь у них есть средства на скупку долгов у кредиторов.
Банкротство ключевой компании топливного холдинга - "Фаэтон-аэро" - началось весной 2009 года по инициативе банкиров. Компания задолжала 18 банкам около 6 млрд рублей. Но собственникам бизнеса удалось консолидировать большинство голосов в реестре кредиторов.
Для этого на стадии наблюдения в дело о банкротстве в качестве кредиторов вступили аффилированные с холдингом компании. ЗАО "Октан" выставило должнику требование на 1 млрд рублей за строительство 15 АЗС в Ленобласти, а ООО "Промтранс", держатель облигаций ООО "Фаэтон-аэро финанс", потребовало с должника 1,7 млрд рублей.
Кроме этого, предприниматели договорились с несколькими банками о переводе долга с "Фаэтон-аэро" на другие структуры холдинга. Например, долг перед Сбербанком на 1,2 млрд рублей был переведен на ООО "Фаэтон-Сеть №1". В результате эта фирма получила право требовать с банкрота 1,2 млрд рублей. Также долги перед Санкт-Петербургским банком инвестиций на 110 млн рублей были переведены на ЗАО "Копорье" (70 млн) и ЗАО "Ленпромтранспроект" (40 млн).
Все перечисленные организации, по данным СПАРК, связаны с "Фаэтоном" и вошли в реестр кредиторов. В результате этих сделок долги "Фаэтон-аэро" перед банками сократились с 6 млрд до 3,9 млрд рублей. При этом значительная часть "банковских" долгов (900 млн рублей) обеспечена залогами, то есть не дает кредитору права голоса на собрании. На первом собрании кредиторов летом 2010 года банки оказались в меньшинстве, и владельцы бизнеса добились введения процедуры внешнего управления, поставив своего внешнего управляющего. Финансисты настаивали на введении конкурсной процедуры, в результате которой все имущество должника ожидала продажа с молотка.
Только в 2011 году банкирам удалось взять реванш. Через суд они исключили из реестра кредиторов "Промтранс" и "Октан". В итоге Сергей и Михаил Снопок остались в меньшинстве, а финансистам удалось добиться конкурсного производства, назначив своего управляющего - Дениса Лебедя.
Владельцы "Фаэтона" пытались вернуть себе большинство в реестре кредиторов, сменить конкурсного управляющего, но тщетно, суд отклонил их ходатайства.
Однако распродажа имущества предприятия идет вяло. Первый аукцион состоялся лишь весной 2012 года. На нем продавались две АЗС за 110 млн рублей. Но победитель не заплатил деньги за лоты, и торги признали недействительными. Последующие аукционы потенциальные покупатели проигнорировали.
Сергей Снопок винит управляющего: "У него в производстве одновременно 20 дел. Времени на то, чтобы качественно работать с нашей конкурсной массой, не остается. Он еще даже залоги не продал. У "Фаэтон-аэро" много хороших активов, но на них надо искать покупателей". Такими темпами процесс может затянуться еще года на три, сетует бизнесмен.
“
Я наблюдаю за делом о банкротстве другой структуры топливного холдинга - "Фаэтон девелопмент групп". У этой компании есть актив - довольно крупный участок в Ручьях, около 20 га. Сбербанк, ВТБ, банк "Россия" очень хотят этот участок поскорее продать и закончить с этим делом. Но должнику удалось сформировать большинство в реестре кредиторов и ввести внешнее управление. Под предлогом, что этот участок можно отдать под развитие, заработать и расплатиться с кредиторами. Банки этим очень недовольны, они уже оспорили в суде план внешнего управления, теперь на ближайшем заседании будет рассматриваться новый план.
Михаил Брылев
арбитражный управляющий
С конкурсным управляющим "ДП" связаться не удалось. Воздержались от комментариев и банкиры-кредиторы. Зато известно, что во время внешнего управления в 2010 году банкрот передал 20 АЗС в аренду вновь созданной компании "Фаэтон - топливная сеть №1" (учреждена летом 2010 года гонконгской фирмой Top Fuel Cjrporation Limited). Новый игрок, по словам Сергея Снопка, арендовал и остальные 30 АЗС, принадлежащие другим структурам холдинга.
За несколько месяцев 2010 года оборот компании составил 800 млн рублей, а в 2011 году превысил 7 млрд рублей. Кто стоит за китайской компанией, Сергей Снопок не говорит. Но не скрывает, что теперь у собственников бизнеса есть средства. Предпринимателям, чтобы сохранить бизнес, осталось только одно - выкупить долги у банков.
“
Я могу понять тех банкиров, которые уступают свои требования структурам должника, оставляя коллег по цеху в меньшинстве против такого матерого оппонента. Во-первых, банкам всегда очень трудно координировать действия между собой, так как у всех разные регламенты работы с проблемной задолженностью. Во-вторых, срабатывает русская поговорка: "Выйти раньше - унести больше". Лучше продать долг с дисконтом сейчас и пустить деньги в оборот, чем продолжать войну с непонятным итогом. Останутся лишь неповоротливые банки. Или очень богатые, не привыкшие считать копейки. В смысле - сотни миллионов.
Сергей Щербаков
советник президента ГК Normann
"Все не так уж и страшно, - говорит Сергей Снопок. - Работа с банками идет, со многими мы говорим уже вполне предметно". Дружественным "Фаэтону" кредиторам уже удалось приобрести "банковских" долгов на 1 млрд рублей. По мнению бизнесмена, всем выгодно поскорее распродать имущество банкрота и завершить дело.