Как и ожидалось, потребительские цены на автомобильное топливо и природный газ были разморожены после президентских выборов.
По данным
Росстата
, еще в июле потребительские цены на бензин практически не менялись. В частности, в Петербурге они даже снизились на 0,1%. Так, цены на 92-й бензин установились на отметке 27,29 рубля за литр, 95-й продавался за 29,45 рубля.
Вместе с этим отпускные цены производителей в июле, наоборот, в среднем увеличились на 1,2%. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), в июле-августе средние цены на популярные бензины АИ-92 и АИ-95 в СЗФО по отношению к началу 2012 года выросли на 11 и 19% соответственно. Это повышение не могло не отразиться на розничных ценах.
Как результат, 24 августа цены на заправках Петербурга пробили отметку 30рублей за литр 95-го бензина. За дизельное топливо заправщики теперь просят около 31рубля, за 92-й - 28-28,5 рубля.
"В течение года операторы сдерживали рост цен, однако маржа на опте стала практически нулевой. По некоторым видам топлива АЗС работали в минус. Компаниям некуда деваться, поэтому они вынуждены повышать цены", - объясняет Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба СПб. По его словам, нефтяные компании продолжают держать высокими оптовые цены: разница в стоимости тонны топлива для "дочек" ВИНК и независимых компаний составляет около 10%.
При этом эксперт не видит экономических предпосылок для снижения цен на автомобильное топливо. Подорожанию способствуют увеличение акцизов, сезонный спрос и выгодный экспорт.
В августе исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко предсказал предстоящей осенью возможный рост цен на топливо на уровне 15%, за что сразу же получил предупреждение от Федеральной антимонопольной службы о недопустимости высказываний о росте цен на топливо, так как это может быть воспринято участниками рынка как руководство к действию.
К слову, контролировать стоимость бензина в "ручном режиме" государство пытается с февраля 2011 года, когда Владимир Путин рекомендовал участникам рынка снизить цены на АЗС. Вместо этого из-за дефицита стоимость топлива снова устремилась вверх, так как компаниям было выгоднее продавать его за границу. В итоге темпы роста цен за 2011 год оказались самыми высокими за последние годы - 14,9%. Перед президентскими выборами оптовые и розничные цены заморозили на уровне декабря 2011 года.
Рост цен на природный газ для населения также был остановлен на уровне апреля 2011 года. Так, очередное повышение цен должно было произойти 1 января 2012 года, однако президентские выборы сделали свое дело, и стоимость голубого топлива не изменилась. Однако в июле 2012 года природный газ для населения в Петербурге сразу подорожал на 15% (с 3805,78 до 4375,07 рубля за 1000 м3). В Ленобласти рост розничных цен составил 12%.
"В текущем году динамика цен на отечественном топливном рынке в значительной степени определяется внутренними факторами, а не динамикой цен на нефть на мировых сырьевых биржах. В первую очередь это, конечно, акцизная политика регулятора", - комментирует Василий Копосов, специалист отдела инвестиционного моделирования ЗАО "ИК "Энергокапитал".
По словам Василия Копосова, ценообразование на российском топливном рынке сильно запаздывает за волатильностью нефтяных котировок. Настолько, что 10-15%-ные коррекции стоимости барреля на мировом рынке фактически остаются незамеченными.
"Таким образом с учетом среднесрочных прогнозов динамики нефтяных цен на мировом рынке лишь апокалипсический сценарий, подразумевающий повторение ситуации 2008 года, когда баррель достиг отметки $20, способен как-то отразиться на ценах на российский бензин. Однако вероятность реализации подобного сценария крайне невелика. Так что справедливо ожидать продолжения постепенного подъема цен на отечественный бензин", - прогнозирует Василий Копосов.