Голландский практик редевелопмента Кеес Донкерс о "сексуальном урбанизме" в Петербурге

Голландский урбанист–планировщик, организатор Недели дизайна Нидерландов и активный практик редевелопмента Кеес Донкерс рассказал "Деловому Петербургу" о том, почему миру нужны сексуальные города, как поколение Facebook может влиять на градостроительство и где в Петербурге зарождаются новые идеи.

Вы первый раз в Петербурге. Какие проблемы вы увидели свежим взглядом в городе?
—Пока я увидел больше красоты, чем проблем. У вас богатая история, красивые дома и красивые женщины, но я вижу вызовы, которые встанут перед вами в будущем. В Петербурге, в России есть множество прекрасных исторических мест. Это замечательно, но это прошлое. Прошлым можно наслаждаться, но нужно смотреть вперед. Вы неизбежно столкнетесь с необходимостью развития города.
Главный вызов, который стоит сейчас перед всеми городами мира, — конкуренция за людей, поэтому будущее нужно переводить в тот язык, который интересен, сексуален, привлекателен для молодежи. В такой язык, который позволит молодежи оставаться здесь и именно здесь развивать свои знания. Чтобы описать все это, я придумал термин "сексуальный урбанизм", то есть урбанизм, притягательный для молодежи, который может помочь привлечь в градостроительство молодые умы.
Например, в моем городе Эйндховене именно молодые люди стали поднимать вопрос о развитии города. Именно они произвели культурную эволюцию.
Так молодежи нужно идти в политику?
—Нет, нужно прежде всего создавать свои сообщества, проводить дискуссии по важным вопросам развития города с властями, с жителями, с образовательными и исследовательскими учреждениями. У меня есть проект "Город как лаборатория", в котором мы как раз обсуждаем насущные проблемы. Мы занимаемся этим уже 5 лет, обсуждаем со студентами конкретные проблемы, находим решения, которые затем издаем в своем журнале, организуем выставки и каждый год презентуем свои проекты на Голландской неделе дизайна.
Эти проекты просто зарядка для ума или ряд из них воплощается в жизнь?
—Когда как. В Эйндховене реализован масштабный проект по реновации территории завода, который начался с подобных обсуждений.
Тема редевелопмента промтерриторий для Петербурга более чем актуальна. Что вашему городу дала реновация?
—Во–первых, Эйндховен — это не исторический город. Там, конечно, есть несколько исторических зданий, но мы выросли, как и большинство российских городов, благодаря градообразующему предприятию, в нашем случае — компании Philips. Развитие города началось в 1900–х годах, а пару десятков лет назад промышленники ушли, но город не погиб, потому что мы сфокусировались на знаниях, постарались найти новую суть нашего города.
Когда Philips ушел и мы посмотрели на наш город, мы увидели, что это самое уродливое место Голландии. Таким он был 20 лет назад, а в прошлом году мы соревновались с Хельсинки за звание мировой столицы дизайна — 2012. Город, который зависел от завода, смог преобразоваться в совершенно новое красивое независимое место. Буквально за 20 лет можно изменить практически все в городе, как внеш­ний вид, так и представление о нем. Для этого необходим интеллектуальный прорыв, необходимо найти новую ДНК города и на ней основывать изменения.
С чего начать этот поиск, эти изменения?
—Нужно начинать с каждого конкретного подъезда. Надо найти тех людей, которые будут разделять ваш энтузиазм, и всем вместе найти прорывную идею. Всегда нужно учиться у людей, именно это наша главная задача, а когда мы думаем о будущем, необходимо учитывать именно мнение молодежи. Сейчас голландские политики слушают молодежь, но мы 20 лет уговаривали их послушать.
Как же сделать так, чтобы российские политики прислушивались к молодежи?
—Нужно организовывать дискуссии, снимать их на камеру и выкладывать все это в Интернет. На такие дискуссии нужно приглашать и девелоперов, и политиков, и студентов. Это могут быть, например, дебаты — белые воротнички против "футболок". Я делал то же самое, и каждый раз собирался полный зал. Молодое поколение могущественно, потому что у него есть Интернет и Facebook. В России я вижу много молодежи, так называемое поколение Facebook, именно это глобальное поколение нужно, чтобы вести вашу страну вперед. Благодаря сегодняшней доступности информации вам не понадобится 20 лет для достижения этой цели. Вам нужно, может быть, 5 лет.
Петербург и сейчас воспринимает новые идеи. Я побывал в "Новой Голландии", и то, что я увидел, это просто изумительно. Это действительно место, где может зародиться новое поколение. Такие места наполняют меня энтузиазмом, чтобы снова вернуться в Петербург.
Если ли у вас архитектурные проекты в России, в Петербурге, сейчас?
—Мне пока не поступало предложений насчет Петербурга, но 2 года назад я влюбился в Россию, и это 10–й раз, когда я здесь. Я несколько раз бывал в Екатеринбурге, ездил в Петрозаводск. Войти в Россию — для меня это вызов. Здесь есть простор для работы. Это важно и для голландских архитекторов, потому что в Голландии работы не так много. Я думаю, если бы больше голландских архитекторов приезжало работать в Петербург, это пошло бы только на пользу городу. Такой культурный обмен был бы полезен.
Опыт иностранцев в современном Петербурге не назовешь удачным, многие заявленные проекты не были реализованы…
—Зарубежные архитекторы должны работать в тесной связке с местными. Так иностранцы могут почувствовать душу города, так две половинки мозга совпадут и начнут работать вместе гораздо эффективнее.
Какой будет архитектура через 50 лет?
—Я думаю, на 80% все будет выглядеть точно так же. При этом в старой оболочке здания примут новые функции. Будущее за реновацией. И на 20%, конечно, пристроится что–то новое. Это будет город 2.0.