В ночь на среду "Роснефть" заключила предварительное соглашение о покупке доли ААР в ТНК-ВР за $28 млрд. В то же время известно, что доля ВР также может отойти госкомпании за $25 млрд. Однако большинство экспертов отрицает возможность того, что "Роснефть" приобретет актив целиком.
В ночь на среду "Роснефть" подписала рамочное соглашение о покупке 50% нефтедобывающей ТНК-ВР — свою половину решился продать российский консорциум ААР. Британцы и российские олигархи не выдержали корпоративного конфликта, и ВР еще в июне заявила о том, что ищет покупателя на свою половину компании. Среди основных претендентов присутствовали ААР и "Роснефть". Однако, когда стало ясно, что чаша весов склоняется не в его пользу, консорциум решил выйти из ставшего проблемным актива.
В результате Роснефть первой приобретет долю "Альфа-Аксесс-Ренова" под управлением Фридмана, Вексельберга и Блаватника, заплатив за эти бумаги $28 млрд. В то же время стало известно, что и ВР, вопреки прогнозам многих аналитиков, может продать свою долю нефтедобытчика — и все той же "Роснефти". Британцы, впрочем, могут продешевить — за свою половину они получат лишь около $25 млрд, часть из которых "Роснефть" планирует отдавать своими акциями.
От будущей сделки должны выиграть все — и ВР, которые получат ликвидные бумаги и солидный денежный куш, и ААР, которые продадут бумаги гораздо выше рыночной цены, и "Роснефть", после этой сделки превращающаяся в крупнейшую нефтедобывающую компанию страны. Впрочем, правительство убеждает, что ни о каком монополизме речи не идет.
"Я считаю, что нет. Есть еще ВР, есть другие акционеры, вполне нормальная рыночная структура, не будет монопольного положения, там достаточно большая конкуренция на большом рынке", — заявляет глава Минэнерго Александр Новак. Эксперты, не смотря на большие сомнения по поводу полного поглощения ТНК-ВР "Роснефтью", согласны с чиновником.
Читайте также:
Правительство приватизирует "Роснефть" в 2013-2014 годах
"Укрупнение "Роснефти" никак не скажется на российском рынке нефтедобычи — все по-прежнему будет зависеть от рыночной конъюнктуры. Что касается нефтепереработки, то у ТНК-ВР есть только два НПЗ — Рязанский и Саратовский, но они явно не станут монопольными в окружении заводов "Газпрома", "Лукойла" и других участников рынка", — уверен Денис Борисов, аналитик НОМОС-банка.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Совещание "О состоянии нефтепереработки и рынка нефтепродуктов в Российской Федерации". На снимке: заместитель Председателя правительства РФ Игорь Сечин, Председатель правительства РФ Владимир Путин.
Однако эксперты все же настаивают на том, что сделки еще не заключены, и вопросом обсуждения остается не только цена, но и сам факт приобретения акций. Большинство аналитиков по-прежнему уверены в том, что "Роснефти" такой крупный актив "не по зубам", и компания удовлетворится половиной ТНК-ВР.
"Целиком купить будет чрезвычайно тяжело — долговая нагрузка на компанию сразу же увеличится в три раза. Если сейчас чистый долг "Роснефти" составляет около $20 млрд, то после обеих сделок его сумма составит более $70 млрд. Скорее всего, госкомпании хватит и доли одного из партнеров. Логично, если бы это была "российская" часть акций", — считает Андрей Полищук, аналитик Райффайзенбанка.
Большие сомнения у аналитиков вызывает и цена сделки с ААР, которая явно завышена.
"Для "Роснефти" целесообразней входить в актив вместе с британцами, так что основной диалог будет по поводу соглашения с "Альфа-Аксесс-Ренова". Без сомнения, сделка для "Роснефти" привлекательна, но не по такой завышенной цене. Что касается покупки доли ВР, то информация об этом основана на одних слухах, не стоит пока делать серьезных выводов", — уверен Василий Копосов, аналитик ИГ "Энергокапитал".