По оптимистичным прогнозам представителей промоиндустрии, в целом по России оборот этого рынка до конца текущего года может достичь $1 млрд.
Петербургские компании, специализирующиеся на продаже корпоративных сувениров и подготовке праздников, отмечают увеличение оборотов на 15–25%. Продажи растут не только в высокие сезоны (подготовка к Новому году, 8 Марта и 23 февраля), но и в другие месяцы, говорят они.
Подарок должен быть полезным
Средняя стоимость заказываемых подарков несколько выросла по сравнению с прошлым годом и сейчас составляет более 100 рублей. Самый популярный ценовой сегмент — от 100 до 500 рублей за штуку (такие сувениры занимают около половины объема продаж корпоративных подарков).
По данным компании "Веста–Альфа", подарки в сегменте бизнес–класса стоят от 1000 до 3000 рублей, на презенты для VIP–персон компании готовы тратить от 3000 до 5000 рублей. Уловив готовность клиентов увеличить представительские расходы, продавцы подняли цены. По сравнению с прошлым годом сувениры подорожали на 10–15%, отмечает Анна Сабинина, директор департамента PR и маркетинга "Colliers Int. Петербург".
"Мы стараемся делать не столько дорогие, сколько оригинальные подарки", — в свою очередь говорит Людмила Чехова, пресс–секретарь Северо–Западного филиала ОАО "МегаФон".
"Наиболее востребованы сейчас вещи, которые можно использовать дома или в поездке. При этом у каждого подарка должна быть идея, связанная с корпоративными ценностями компании", — говорит Наталья Орлова, руководитель клиентской службы коммуникационного агентства BCA.
"Клиенты ожидают, что подарок будет полезен, то есть останется в поле зрения получателя как можно дольше", — признает Алексей Баранов, бренд–менеджер корпоративного направления "Веста–Альфы".
Самые популярные подарки — флешки и электронные гаджеты.
На все случаи
Рынок сувениров стал более стабильным. Если раньше между высокими сезонами случались провалы, то теперь заказы поступают даже в январе. "Поводами для подарков становятся не только официальные праздники, но и дни рождения компаний, конференции, рекламные акции", — говорит директор по маркетинговым коммуникациям компании "Проект 111" Дина Вишня.
"На новогодние сувениры приходится 50% затрат клиентов на подарки. Остальное — расходы на подготовку к праздникам внутренним, а с недавних пор еще и отраслевым: ко Дню строителя, Дню энергетика", — говорит Алексей Баранов.
Новые тренды
Один из новых трендов — мода на экологичные подарки, а также винтаж. "Например, футбольный клуб "Крылья Советов" заказал у нас потертые футбольные мячи", — говорит Дина Вишня. А вот настольные сувениры: подставки под ручки, настольные часы и прочее — по наблюдениям экспертов, окончательно вышли из моды.
Все большей популярностью пользуется корпоративное видео.
"Компании чаще стали заказывать видеоролики в качестве подарков партнерам по бизнесу, сотрудникам или влиятельным лицам. Гимны компаний пользуются спросом, сборники песен в исполнении партнеров, видеопоздравления", — рассказывает Сергей Лапиков из компании АКТМ. Стоимость такого "капустника" зависит от длительности и качества и составляет от 40 тыс. до 150 тыс. рублей.
Число заказов на новогодние корпоративы тоже растет. Компании, которые раньше организовывали праздники своими силами, сейчас готовы довериться специалистам и потратить на это от 400 тыс. рублей до нескольких миллионов, оценивают в АКТМ.
Артист среднего уровня может выступить на корпоративном празднике за $8–20 тыс. А вот стоимость рестораннного обслуживания в среднем сегменте составит 1500–2000 рублей на одного человека.
Без боязни кризиса
В целом рынок стал менее чувствительным к возможному кризису, компании воспринимают промопродукцию как обязательный элемент маркетинга и не вычеркнут эту строчку из бюджета при первых признаках рецессии, оптимистичен Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров компании "Проект 111".