ЗАО "Морской вокзал" объявил себя банкротом и может потерять ключевого клиента

Автор фото: ИТАР-ТАСС

С момента запуска в эксплуатацию конкурирующего проекта — терминала "Морской фасад" на Васильевском острове, который принадлежит городу, проблемы преследуют оператора старого Морвокзала одна за другой. А будущей весной ЗАО "Морской вокзал" может лишиться своего самого крупного клиента — единственного петербургского паромного оператора St.Peter Line, который обеспечивает вокзалу около 25–30% дохода. Если это произойдет, в истории старого Морвокзала можно будет ставить точку.

Частная пристань

ЗАО " Морской вокзал " принадлежит группе частных лиц, среди которых участники рынка называют бывшего сотрудника КГБ Александра Пуряева, а также Сергея Курочкина. Правда, по словам Алексея Шуклецова, ранее возглавлявшего ЗАО "Балтийские транспортные системы" (экс–собственник Морского вокзала), Александр Пуряев уже продал свой пакет акций. Сергей Курочкин в свое время возглавлял петербургский филиал Фондсервисбанка. Этот финансовый институт кредитовал проект реконструкции Морского вокзала, затем его непогашенные долги выкупило ЗАО "ФД Континент".

По собственному желанию

Комитет по управлению городским имуществом Петербурга (КУГИ) уже не первый год пытается расторгнуть договор аренды с ЗАО "Морской вокзал". Суд чиновники проиграли — ЗАО сохранило право аренды 67 тыс. м2 земли и здания на пл. Морской Славы, 1, до 22 октября 2047 года.
В октябре 2011 года губернатор Георгий Полтавченко аннулировал разрешение на строительство второй очереди вокзала из–за того, что его реконструкция затянулась слишком надолго, за это время в городе появился новый современный пассажирский порт.
Прежний гендиректор ЗАО "Морской вокзал" Владимир Малик обещал еще в 2009 году открыть новый комплекс (56 тыс. м2, что вдвое превосходит площадь нынешнего здания), а также реконструировать причалы. Объем инвестиций оценивался в 35–40 млн евро (1,4–1,6 млрд рублей).
Сейчас предприятие по собственной инициативе находится в состоянии банкротства. К началу банкротства Владимиру Малику удалось только оградить стройплощадку, перенести коммуникации и разрушить часть существующего здания.
После того как ЗАО "Балтийские транспортные системы", которое я возглавлял, продало свою долю в "Морском вокзале", мой интерес к этой организации закончился. Езжу там периодически, смотрю: забор стоит, стройка все идет. Место проклятое. Что–то с этим местом не так. Ни один проект там до конца не доведен. Помню, еще в курсантские годы строил здание морвокзала. Оно должно было быть семиэтажным и строилось под гостиницу моряков. Но в ходе строительства выяснилось, что потолки в нем — около 2 м. Спросили архитекторов: "Зачем такие низкие потолки сделали?" Они говорят: "Чтобы создать ощущение, как будто вы на пароходе". Но только люди, которые 6 месяцев провели в море, не хотят больше быть на пароходе, поэтому идея с гостиницей для моряков не прошла и сделали обычную гостиницу, а заодно и здание укоротили на два этажа. Позже Александр Пуряев организовал ЗАО "Морской вокзал", где мы стали партнерами. Часть этажей ушла под офисы, а часть досталась гостинице. Планы у Пуряева были грандиозные по развитию прилегающей территории. Мы из проекта вышли: не потянули предложения партнеров, слишком дорого. Затем, насколько мне известно, Пуряев тоже продал свою долю какой–то банковской структуре. По большому счету Морской вокзал городу не нужен, после того как появился "Морской фасад". Но в морском бизнесе причалы лишними не бывают, особенно летом, когда приходит много круизных судов. Поэтому, может быть, есть смысл сделать там какой–нибудь пассажирский терминал.
Алексей Шуклецов
исполнительный директор ООО "Феникс"

Новый разворот

До октября 2013 года на Морском вокзале действует внешнее управление. Управляющим вокзалом назначен Владимир Данилов. Он пытается вывести предприятие из кризиса и восстановить разрешение на строительство.
Однако весной ЗАО может лишиться крупного клиента — St.Peter Line (организует регулярное водное сообщение с Хельсинки, Стокгольмом и Таллином), который обеспечивает вокзалу около 25–30% дохода.
Глава St.Peter Line Игорь Глухов заявил dp.ru, что компания рассчитывает весной 2013 года перебраться в новый, принадлежащий городу пассажирский порт "Морской фасад", после того как Смольный разрешит ввозить через него накатные грузы, приходящие на паромах.
Раннее городская администрация придерживалась мнения, что выгрузка автомобилей в новом порту будет возможна не раньше 2015 года, когда достроят центральный участок ЗСД, что позволит грузовикам покидать порт, минуя улично–дорожную сеть Васильевского острова. Работать в новом порту без возможности перевозить грузы St.Peter Line отказывался, поскольку перевозка автопоездов приносит паромному оператору 15?–?20?% дохода, а без них линия нерентабельна.
Однако Смольный в борьбе с Морвокзалом меняет позицию, чиновники готовы поступиться принципами и пустить грузы на причалы "Морского фасада". "Мы нашли по этому вопросу поддержку в комитете по транспортно–транзитной политике и вскоре направим совместное обращение к губернатору. Возможно, весной следующего года наши паромы начнут отправляться с "Морского фасада", — надеется Игорь Глухов.
По его мнению, перевод паромов с вокзала на "Морской фасад" пойдет на пользу дефицитной городской казне, поскольку большую часть года "Морской фасад" не загружен, круизные лайнеры заходят в него только летом. Перевод паромов позволит собственнику — городу частично компенсировать убытки от простоя порта в холодное время года.

Все планы насмарку

Лишившись крупного клиента, кредиторы ЗАО могут не получить вложенных в проект средств. Сейчас они активно идут в суд, предъявляя требования вокзалу.
На текущий момент сумма утвержденной судом задолженности — около 250 млн рублей, но она может возрасти в несколько раз. Так, в октябре с заявлением в суд обратилось ООО "Лаборатория ЗетЗетЗет" с суммой требований почти на 300 млн рублей.
Природа происхождения некоторых компаний — кредиторов Морвокзала туманна и запутанна. Нередко за кредиторами обнаруживаются собственники ЗАО "Морской вокзал", например ООО "Группа Восток", среди собственников которого, как и многих других компаний — собственников вокзала, фигурирует бывший сотрудник КГБ Александр Пуряев.
Другой кредитор, а также, по словам участников рынка, собственник ЗАО — это Сергей Курочкин. Арбитражный управляющий уверен, что спасти вокзал от банкротства можно, если оставить ему землю и вернуть разрешение на строительство.
Кроме того, арбитражный управляющий продолжает возлагать надежды на паромного партнера. "В ближайших планах увеличить количество кабинок на пункте пропуска, чтобы лучше обслуживать паромных пассажиров", — говорит Владимир Данилов. При этом он добавляет, что собственных средств у компании нет, а занять в банке в предбанкротном состоянии невозможно, поэтому приходится рассчитывать на клиентов.
В увеличении количества кабинок заинтересован лишь паромный оператор, но Игорь Глухов наотрез отказался даже обсуждать такие перспективы.