"Роснефть" создаст собственный банк, который будет заниматься инвестициями и оказывать финансовые услуги клиентам нефтегазового сектора. Эксперты разошлись во мнениях: кто-то считает, что это будет полезно и для "Роснефти", и для рынка, а кто-то думает, что структура будет бессмысленной.
Глава "
Роснефти
" Игорь Сечин все же придумал, какой финансовый орган можно создать при своей компании. Первые планы появились еще в 2011 году, а в начале ноября у него появились более-менее оформившиеся планы на некую инвестиционную группу или холдинг, о чем он упомянул в интервью The Wall Street Journal: "Они никогда не будут лишними, а в некоторых случаях будут даже необходимыми для "Роснефти" и для любой крупной компании".
Его планы создания инвестиционной структуры при "Роснефти" казались рынку тем реальнее, что из российского отделения Morgan Stanley начали уходить топ-менеджеры, близко общавшиеся с Игорем Сечиным. Слухи о том, что это неспроста, подтвердились сейчас, когда стало известно, что как раз Райр Симонян и Елена Титова станут "стратегическими советниками" при главе нефтедобывающей компании. На этом ответственном посту к ним также присоединится Валид Шимме, бывший председатель совета директоров Morgan Stanley International.
Однако одной свитой консультантов Игорь Сечин не удовлетворился и решил реализовать свою первоначальную идею, только с большим размахом. В результате при "Роснефти" будет создан целый банк, который будет не только разбираться с делами материнской компании, но и работать на весь нефтегазовый сектор. Среди его основных функций будет работа с крупными международными проектами, проработка инвестиционных стратегий и, возможно, торговля производными инструментами на нефть.
Создание банка поможет "Роснефти" объединить свои разрозненные финансовые активы. На данный момент госкомпания владеет пакетом во Всероссийском банке развития регионов, Дальневосточном банке и Охабанке. Также у нефтедобытчика есть свой собственный пенсионный фонд.
Читайте также:
Дорогой товарищ Костин
"Группе советников поставлена задача по созданию на базе финансовых активов НК "Роснефть", включая Всероссийский банк развития регионов, универсального финансового института, "Роснефть-банка", в целях повышения эффективности, степени контроля и полной прозрачности финансового обеспечения стратегических направлений развития НК "Роснефть", – говорится в официальном сообщении компании.
Впрочем, далеко не все эксперты считают, что создание банка при госкомпании – действительно удачная идея. В частности, специалисты из банковского сообщества говорят о том, что такая структура даже для самой "Роснефти" по большому счету бесполезна.
"Понятно, что, когда крупная структура хочет создавать свой собственный банк, этот банк будет достаточно карманным. Совершенно очевидно, что кредитоваться она все равно будет у крупных госбанков. Не очень правильно, когда приобретение крупных активов и расширение компании сопровождаются созданием банковской структуры. Непонятно, что такого они смогут делать в этом маленьком банке, чего не могли бы делать в больших", – отмечает источник в банковском сообществе.
Кроме того, аналитики считают, что компании еще и не стоит распыляться на какие-то дополнительные проекты.
"В России уже есть инвестиционные банки с превалирующей долей государства: это и отделение Сбербанка на базе поглощенной им "Тройки-Диалог", и "ВТБ-Капитал". С нашей точки зрения более целесообразно выглядит поддержка частных инвестбанков. А у "Роснефти" есть достаточно широкий спектр крупных проектов, требующий пристального внимания менеджеров, и подобный орган будет только дополнительной растратой сил", – считает Александр Игнатюк, начальник аналитического отдела ИГ "Энергокапитал".
Часть экспертов, напротив, считает, что как раз из-за своей активной проектной деятельности "Роснефти" насущно необходима структура, которая помогала бы ей разбираться со всеми своими проектами.
"Логично, что им требуется дополнительная компетенция, орган, который будет консультировать по инвестициям, сделкам, проектам. Консультирование в любом случае будет пользоваться большим спросом среди клиентов нефтегазового сектора, а качественного предложения на рынке очень немного. Хотя первичной целью этого банка будет обслуживание интересов "Роснефти", а не прибыльность", – уверен Виталий Крюков, аналитик ИФД "Капиталъ".