"Северная верфь" заложила первое судно тылового обеспечения проекта 23 120 стоимостью 3,9 млрд рублей

Автор фото: Яндолин Роман
Торжественная церемония закладки головного судна тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120.

Судостроительный завод "Северная верфь", входящий в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, заложил вчера головное судно тылового обеспечения проекта 23 120 стоимостью 3,9 млрд рублей.

Заказчик — Министерство обороны РФ назвало первый корабль "Эльбрус", а всего до 2017 года будет построено три корабля для Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Затем, по словам главкома ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова, последуют другие заказы.
Корабли проекта 23 120 строятся с таким расчетом, чтобы действовать в ближней и дальней береговых зонах. Важное отличие этого проекта от предыдущих, постро­енных на верфях, в том, что это судно будет иметь высокий ледовый класс (ARC4) и сможет круглогодично ходить в арктических морях.
"Это совершенно новое судно, оно будет решать задачи по обеспечению строящихся на Северной верфи корветов и фрегатов топливом, горюче–смазочными материалами, продовольствием, а самое главное — оно будет способно доставлять боеприпасы", — объяснил главком ВМФ РФ. По его словам, "Эльбрус" будет направлен на Северный флот.

Эксклюзивный поставщик

Контракт на строительство серии судов тылового обеспечения Северная верфь получила без борьбы. Она стала единственным участником конкурса, проведенного Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка). По итогам конкурса в июне 2012 года Минобороны подписало с верфью контракт. Согласно ему срок поставки головного судна — не позднее 25 ноября 2014 года, двух других — не позднее 25 ноября 2015 года и 25 ноября 2016 года. Стоит отметить, что Северная верфь является единственным поставщиком корветов (корабли ближней морской зоны) и фрегатов (корабли дальней морской зоны) для ВМФ РФ.

На долгие годы

На сегодняшний день верфь строит шесть фрегатов по проекту 22 350 и шесть корветов проекта 20 385, а также судно связи проекта 18 280. "Все эти корабли войдут в состав ВМФ РФ до 2020 года", — уточнил Александр Ушаков, генеральный директор Северной верфи.
Совокупный портфель заказов судозавода оценивается в 200 млрд рублей. В перспективе он может возрасти за счет не только технических, но и боевых кораблей. Ранее сообщалось, что в планах ВМФ РФ заказать у Северной верфи еще 10 корветов и фрегатов по программе модернизации надводного флота.
Северная верфь — одно из наиболее финансово привлекательных судостроитель­ных предприятий страны. За 9 месяцев этого года выручка завода составила 6,4 млрд рублей, что, правда, на 30% ниже уровня 2011 года. Колебания доходов вызваны окончанием строительства и сдачей части заказов и началом строительства новых кораблей в IV квартале текущего года.
В результате затяжного корпоративного конфликта этот ценный актив получила ОСК, выкупив за 12,5 млрд рублей 75,82% акций верфи, ранее принадлежавших опальному олигарху Сергею Пугачеву. Он отдал бумаги верфи в залог по кредиту Банка России, чтобы спасти свой Межпромбанк, но не вернул долг, и акции верфи ушли с молотка.