Актриса Алла Демидова в интервью "ДП" о жизни на обочине, сбывшихся предсказаниях темных экстрасенсов и о том, зачем она после Шекспира и Чехова согласилась сыграть Бабу-Ягу.
Алла Сергеевна, хотел поговорить про осень - про осень
жизни…
- Это грустная тема. 99% моего окружения уже ушли в мир иной, а новые люди в мою жизнь почему-то не пускаются. Никого нет. Из старых друзей осталась певица Маквала Касрашвили. В свое время у нас с мужем (Владимир Валуцкий, автор сценариев фильмов "Начальник Чукотки", "Зимняя вишня") был открытый дом и много гостей. Сейчас - нет. Окружение другое, но внутри, в душе, с годами не изменилось ничего. Я плыву по жизни и стараюсь быть ей благодарной и принимать ее в любых ипостасях. Говорю сейчас про мироощущение. Помню, Ролан Быков мне признавался: "Когда я иду в плохом настроении и спускаюсь в метро, мне попадаются только некрасивые, озлобленные лица, а когда в хорошем - все наоборот".
В любом возрасте все зависит от человека, от того, как он воспринимает мир. Я его воспринимаю не так, как на сцене, где я - трагическая актриса. В быту все иначе. У меня давно уже сформулированы ценности, от которых идут реакции и оценки. Но иногда мелкие неприятности переживаю более болезненно, чем большие.
А вы вообще следите за тем, что за окнами дома? Митинги,
отставки, стерхи...
- Слежу. И, естественно, все вижу и все понимаю, все-таки за моими плечами не только театральное училище, но и экономический факультет Московского университета, и семинары по политэкономии, которые я вела. Это позволяет увидеть все, происходящее при смене формаций. Но у меня нет конкретных ответов, во что же все это выльется… Вообще от человека мало что зависит, это я тоже давно поняла.
И это говорите вы, сыгравшая в кино и театре так много
сильных женщин?
- Я вообще не боец, причем во всем: и в профессии, и в своей жизненной позиции. Могу еще раз признаться: я не сценарист своей жизни, сама ничего не придумываю, но что касается работы - азартно ныряю в любую авантюру, если складываются обстоятельства.
Уверен, на митинги вы не ходите. А вот, скажем, голосовать?
- Один раз сходила на выборы, когда была эйфория 1990-х. Но тогда у всех она была. Даже у знаменитых экономистов, которые думали за 500 дней переделать страну. Я не хочу говорить о политике. Я человек, всю жизнь живущий на обочине. Даже когда смотрю спектакли, всегда сажусь в стороне, а не в центре. Со стороны все виднее. Это не значит, что меня не интересует, что я остаюсь холодной. Это значит, что я не вмешиваюсь и принимаю жизнь такой, какая она есть.
А как живет сегодня актриса - ударение именно на этом слове -
Алла Демидова?
- Моя профессиональная жизнь? Ну, например, снимаюсь сейчас у Рустама Хамдамова. Это продолжение его короткометражных "Драгоценностей", но будет полнометражный фильм, называется "Яхонты". Снимаюсь бесплатно. Там нет денег, но есть мое милое давнее отношение к Рустаму, потому я и сказала: "Буду сниматься!".
Я читал, что действие перенесено в Россию эпохи Александра
II. Вы, наверное, играете фрейлину?
- Я играю Бабу-Ягу! Слов в моей роли нет. Черный грим, на одном глазу - бельмо, второй глаз закрыт. Вся сгорбленная, с клюкой, закутанная в платок, иду вдоль озера. Иду и думаю: "Вот сыграла Электру, Федру, Медею… Шекспира и Чехова… А теперь изображаю Бабу-Ягу… Интересно, если после меня в анналах останется именно эта роль…" Почему? Да потому, что Рустам Хамдамов - как поэт для поэтов, он делает кино для специалистов, а не для публики. Это и остается в истории кинематографа, в учебниках, а то, что я наиграла, все забудут. С такими мыслями, но тем не менее играю и опять-таки не для того, чтобы остаться в истории кино. Это я в шутку сказала. Просто из-за чисто дружеского отношения… Или вот Кира Муратова, у которой я сыграла в "Настройщике", сняла меня в новом своем фильме, в черновом варианте он назывался "Кинопробы".
Это вы, наверное, про "Вечное возвращение. Кастинг"
говорите? Который сейчас в конкурсе Римского
кинофестиваля?
- Я не знала, что он отобран в Рим. Очень хорошо!.. Там совсем забавная история. Один и тот же диалог играется разными парами по несколько раз: Рената Литвинова с Маковецким, "Маски-шоу", которых Кира всегда снимает, и я с Табаковым. Одну и ту же сцену играем в трех ипостасях. Пробуем характеры на один текст. Я согласилась, не читая сценарий, а когда мне его прислали по мейлу, прочитала и воскликнула: "Это все что ли?!" Да, ответила Кира, одна сцена на всех. И я ринулась с ней как в омут. Я не видела, что получилось, но для меня, думаю, ничего хорошего.
Откуда такой пессимизм?
- Там не за что было уцепиться. Например, в "Настройщике" меня спас мой пекинес Микки, который постоянно находился у меня на руках, а здесь подобных зацепок не было… Понимаете, есть дорога реалистического русского театра, когда ты играешь хорошо, сочно, объемно, пусть до тебя эту роль играли и другие, но ты все равно хороший актер. Мне этот путь всегда был неинтересен. А интересно найти в роли то, что до тебя в ней никто еще не видел. После меня Раневскую в "Вишневом саде" стали играть по-другому, а до меня все были как Книппер или Андровская - барыня в корсете и с прямой спиной.
Вы продолжаете раскладывать пасьянсы?
- Да, по утрам.
А к экстрасенсам тянетесь по-прежнему? Помнится, вы даже к
Ванге ездили…
- Это я отринула. Когда-то со мной были "темные" - так я их называла. Я расшифровываю сейчас свои дневники, которые, может быть, издам. И там есть одна запись начала 1980-х годов. Мои "темные" экстрасенсы предсказывали: Советский Союз развалится, часть Америки будет затоплена, часть Европы попадет под воду… И сейчас мы все это переживаем или уже пережили.