13:0628 ноября 201213:06
137просмотров
13:0628 ноября 2012
Компании все активнее используют свободное программное обеспечение в расчете на снижение затрат: так с начала года спрос на разработчиков свободного ПО вырос на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост популярности на программистов коммерческого ПО не столь интенсивен.
По данным "
HeadHunter Санкт–Петербург
", с 1 января по 22 ноября в городе было размещено около 2,5 тыс. таких вакансий. По сравнению с 2011 годом спрос увеличился на 29 %, тогда как спрос на программистов в области коммерческого ПО — на 25 %. Также востребованы специалисты по поддержке СПО и системные администраторы.
СПО, или свободный софт, отличается тем, что пользователь может его бесплатно устанавливать, использовать, дорабатывать. Для этого должны быть открыты исходные коды, то есть текст компьютерной программы. Бизнес–модель СПО предполагает, что пользователь не платит за лицензию. Но он может купить услуги по сопровождению ПО у сторонней организации (не обязательно у автора программы). Часто поддержкой занимаются собственные специалисты компании.
Примеры СПО: операционные системы GNU / Linux и Android, браузеры Firefox и Chrome, для бизнеса — SugarCRM, Alfresco, ADempiere, Asterisk, JBoss. В противовес этому существует ПО, которое предполагает покупку лицензии.
Дефицит кадров
По словам генерального директора "ГНУ / Линуксцентра" (группа компаний ЗАО "Мезон.Ру") Павла Фролова, наблюдается дефицит СПО–специалистов, их активно нанимают крупные отечественные и зарубежные IT–компании: "Яндекс", Google и Samsung. Распространение СПО, по мнению генерального директора Digital Design Андрея Федорова, во многом связано с развитием облачных технологий и мобильных рабочих мест.
В HeadHunter считают, что СПО используют, как правило, государственные учреждения и некоммерческие организации. Однако IT–специалисты свидетельствуют, что к свободному софту все активнее прибегает бизнес, не гнушаются им и крупные предприятия, ведь в больших масштабах очевиднее экономический эффект.
Грани стираются
"За последнее время СПО значительно развилось, плюс компании озаботились легализацией ПО и снижением расходов, — говорит Олег Вайнберг, директор консалтинговой компании "Группа БВ" (до этого работал в "Компьютер–центре КЕЙ" IT–директором). — СПО активно используют ретейлеры, машиностроители".
Для ретейлера "Магнит" использование СПО стало важным конкурентным преимуществом, например, он смог отказаться от большого числа товароведов, закупать дешевое оборудование, рассказывает Павел Фролов. "Компьютер–центр КЕЙ", используя свободный софт, начал экономить на открытии каждого нового магазина 800 тыс. рублей. При переходе на СПО заказчики экономят 50–80 % IT–бюджета, оценивает Павел Фролов.
IT–директор компании "Живой офис" Виталий Литенко считает, что СПО значительно помогает экономить в тех областях, где риски взлома и утечки информации для бизнеса относительно небольшие.
В "ГНУ / Линуксцентре" возражают: соображения безопасности — один из доводов в пользу СПО, поэтому его стали потреблять банки и телекоммуникационные компании. Но директор департамента эксплуатации IT филиала МТС "Северо–Запад" Александр Спиридонов это мнение не разделяет, предпочитая покупать лицензионное ПО. В Microsoft говорят, что уже научились зарабатывать на модели СПО. В апреле корпорация создала СПО–подразделение Open Technologies. Руководитель направления стратегии платформ Microsoft в России Леонид Аникин считает, что грань между свободным и проприетарным ПО будет стираться при переходе к облачным технологиям.