Железнодорожный лизинг остается самым крупным сегментом рынка, но спрос на грузовые вагоны начал падать.
Лизинг грузовых вагонов, как и раньше, остается наиболее крупным сегментом рынка. В первом полугодии 2012 г. на него пришлось, по оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", 55,2 % от всех новых сделок, или 393 млрд рублей. Активно лизингом железнодорожных вагонов занимаются около 10 компаний. Лидируют же компании с государственным участием. Одним из передовиков в первом полугодии стало ОАО "ВЭБ–лизинг" со 192,6 млрд рублей от суммы новых сделок всего рынка. На втором месте — "ВТБ Лизинг" (включая ГК "ТрансКредитЛизинг") с 42,4 млрд рублей, на третьем — компания "ТрансФин–М" с объемом новых сделок 20,9 млрд рублей.
Спрос на железнодорожные вагоны начал активно расти начиная с 2010 г., замечают эксперты. Причина — недостаток подвижного парка. "Очень большая часть вагонов выпущена еще в советские годы и в ближайшее время будет выбывать из эксплуатации", — объясняет Антон Малышев, начальник кредитного отдела лизинговой компании "СЛК". В последние 2 года спрос стабилизировался. Теперь — за счет падения стоимости аренды на 30–40%.
В таких условиях наращивать собственный парк с помощью лизинга кажется невыгодным, и клиенты заняли выжидательную позицию.
Спецвагоны
"Падение спроса произошло в самом значительном по объему сегменте рынка железнодорожного транспорта — полувагонах, — говорит Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). — Даже объем их выпуска упал почти на 9%".
При этом активно растет спрос на специализированные вагоны: цистерны для агрессивных сред, цементовозы, зерновозы и т. п.
"По газовым цистернам, например, продажи закрыты до конца I квартала 2013 г., так как вся техника законтрактована до весны", — говорит Владимир Добровольский. По ряду позиций спрос вырос на 50–70%. Однако рынок специализированных вагонов не настолько велик, чтобы изменить тренд развития всего железнодорожного сегмента. "На рынке лизинга наступила новая эпоха — рынок потребителя, — говорит исполнительный директор ООО "Объединенная вагонная компания" — управляющей организации лизинговой компании RAIL1520 — Дмитрий Бовыкин.
По его словам, доступ к поставщику вагонов больше не является ключевым преимуществом, так как спрос на полувагоны пошел вниз. Поэтому на рынке начинается конкуренция по качеству продукции и гибкости предоставляемых условий лизинга.
Кто везет
Если говорить о клиентах лизинговых компаний, то сейчас наиболее активны узкоспециализированные компании, занимающиеся зерном, цементом и т. п. "Основным сдерживающим фактором является оптимальный срок лизинга на новые вагоны — 10 лет, — говорит Антон Малышев. — Привлечь такие ресурсы под силу только самым крупным перевозчикам". Также нужно учесть, что редко кто берет в лизинг один вагон — для этого рынка нормальной является сделка на целый железнодорожный состав — от 30 вагонов и больше.
Цифры
Лидеры по объему новых сделок лизинга ж.–д. вагонов в 1–м полугодии 2012 г.
Название | млрд руб. | |
1 | «ВЭБ–лизинг» | 192,6 |
2 | «ВТБ Лизинг» (включая ГК «ТрансКредитЛизинг») | 42,4 |
3 | «ТрансФин–М» | 20,9 |
4 | ГК «Сбербанк Лизинг» | 20,7 |
5 | ГК «Газпромбанк Лизинг» | 18,3 |
6 | Государственная транспортная лизинговая компания | 16,5 |
7 | ГК «Альфа–Лизинг» | 15,8 |
8 | Лизинговая компания «УРАЛСИБ» | 14,6 |
9 | «РЕЙЛ1520» | 10,4 |
10 | ГК «ЗЕСТ» | 2,2 |