Больше всего нуждались в руководящем персонале в 2012 году, согласно данным Antal Russia, фармацевтические компании и производители товаров повседневного спроса (FMCG).
Самыми востребованными с их стороны были, конечно, директора по продажам, а также руководители–маркетологи. Главные требования к этим специалистам — стратегическое мышление на глобальном уровне, способность создавать планы развития на 5–10 лет вперед и безукоризненные навыки в управлении командой. "Обычно горизонт планирования в российских компаниях не превышает 3–5 лет, — говорит Ани Аристакесян, ведущий консультант департамента маркетингового рекрутмента Antal Russia. — В большинстве случаев это связано с непредсказуемостью рынка и недостаточно хорошо отлаженными бизнес–процессами внутри компании. Разработка планов развития на 10 лет прежде всего характерна для крупных западных компаний". Таким специалистам фармацевты готовы платить в целом по России от 300 тыс. рублей в месяц (до уплаты налогов), в FMCG — в среднем 400 тыс. рублей. Но выше всех оценивают руководителей–стратегов в финансовом секторе: 350–450 тыс. рублей в месяц. В Петербурге, по словам Ани, эти зарплаты на 10–15% меньше.
Сети и люди
Отдельно исследователи отмечают растущий спрос на IТ–директоров и руководителей hr–департаментов. Популярностьпервых в 2012 году аналитики Antal Russia объясняют влиянием времени. "Сегодня одна из главных задач, стоящая перед многими компаниями, заключается в создании эффективной IТ–инфраструктуры для мультиформатного развития бренда, —говорят они. — В этой связи особым спросом пользуются специалисты, у которых есть опыт работы как в традиционном ретейле, так и в онлайн–проектах". И опять именно в банковском секторе самые щедрые работодатели. Зарплата, которую они готовы платить IТ–директорам, может доходить до 500 тыс. рублей. Не меньшим спросом пользуются и hr–директора. Причем настолько, что российские компании готовы переманивать их из западных компаний в надежде заполучить лучший мировой опыт. Особенно ценятся специалисты, которые понимают экономику компании и обладают навыками финансового планирования. Ценят таких руководителей в банковской, фармацевтической и нефтегазовой отрасли.
Малые заглядываются на больших
Особо исследователи отмечают растущий спрос на финансовых директоров среди компаний малого и среднего бизнеса. Работодатели требуют от таких кандидатов знания инвестиционного анализа и готовности работать в тесной связке с генеральным директором или владельцем бизнеса. Руководитель агентства "Прайм Персонал" Дмитрий Солодкий сомневается в том, что это тренд: "Со стороны этих компаний точно есть спрос на менеджеров по продажам, еще на кассиров, продавцов и рабочих. Малым предприятиям финансовые директора не нужны. Им достаточно бухгалтеров. Да и нет денег у них на финдиректора".