Российская прокуратура в новом году обещает принимать еще больше усилий для возвращения в страну беглых преступников и выведенных ими в офшоры денег. Мнения экспертов о том, справедлив ли образ России как неправового государства (ввиду чего ей не нужно выдавать ее граждан), расходятся.
В международном розыске находятся более 1800 человек, которых "ждет российское правосудие", рассказал в интервью "Российской газете" заместитель генерального прокурора Александр Звягинцев. В наступившем году надзорное ведомство намерено принимать еще больше усилий для возвращения в Россию беглых преступников и выведенных ими в офшоры денежных средств.
В 2012 году Россия направила 400 поручений в Интерпол о международном розыске российских преступников. "За рубежом, в том числе в офшорах, ожидают возвращения в Россию миллиарды и миллиарды долларов, полученных преступным путем", — сказал Звягинцев.
Заместитель прокурора рассказал, что Россия стремится расширять сотрудничество в этой сфере со всеми странами мира, чтобы "буквально обложить "красными флажками" тех, кто скрылся от уголовной ответственности, и не давать им возможности пользоваться награбленным".
Лучше всех, по его словам, в деле выдачи преступников взаимодействуют с Россией страны СНГ, особенно Украина и Белоруссия, и европейские государства, в частности Испания. А вот со взаимодействием с Великобританией и США (где и скрывается большинство предполагаемых преступников) есть проблемы, признал Звягинцев.
На фото: Владимир Путин
Сложности, по его словам, "зачастую обусловлены политизацией вопросов правового сотрудничества и предвзятым отношением". Америка отказывается подписывать с Россией договор об экстрадиции, тем самым саботируя "перезагрузку", считает прокурор.
Не лучше дела и в Англии. Больше всего прокуроры, кажется, ждут в России Ахмеда Закаева и особенно Бориса Березовского. Оба находятся в Лондоне. "Великобритания устойчиво пользуется славой "тихой гавани" для лиц, преследуемых в России за совершенные преступления. С Темзы выдачи нет", — печально заключает Звягинцев.
Традиция невыдачи предполагаемых российских преступников из Англии и США началась еще в конце 19-го века, когда оттуда не выдавали эсеров и анархистов, отмечает политолог Вячеслав Никонов: "Конечно, политическая мотивированность этих решений налицо. Во-первых, в их страны таким образом приходит капитал. Во-вторых, Россия не воспринимается как правовое государство, и любой судья в любом суде верит, что выдавать обвиняемого нельзя".
Что же до качества работы правоохранительных органов в этом направлении, то они пока далеки от идеала, констатирует эксперт: "Для такой работы требуется очень высокий уровень квалификации – знание иностранного права, языков и так далее. Наше государство никогда такой работой всерьез не занималось. И это недешево. Но надо учиться".
У Александра Звягинцева, как и у некоторых других сотрудников российской Генпрокуратуры, вполне однозначная репутация за рубежом, так что неудивительно, что правоохранительные органы многих государств не идут на такое сотрудничество, отмечает президент группы "Осло Марин" Виталий Архангельский.
"Что же до самого заявления, то это профанация, надувание щек, — добавляет эксперт. – В последнее время принято немало решений об отказе в экстрадиции в Россию. Такие решения принимались в Италии, Чехии, Франции, Англии. То, что говорит Звягинцев об успехах в этой сфере, очень далеко от реальности".