Все крупные конкурсы и аукционы в Петербурге будет с 1 апреля проводить комитет по госзаказу

Автор фото: Свистунова Валентина

В Петербурге радикально меняется система госзакупок.С 1 апреля все конкурсы и аукционы на сумму от 50 млн рублей будет проводить комитет по госзаказу, который возглавил Сергей Русин.

Последние 3 года в Петербурге заказчики — комитеты, районные администрации и госучреждения — самостоятельно проводили любые тендеры и аукционы, независимо от начальной цены. Как сообщили в УФАС Петербурга, за последний год количество жалоб на нарушение закона по размещению государственного заказа возросло на треть: за 2012 год было подано 3,1 тыс. заявлений, годом ранее — чуть меньше 2 тыс.
Череда крупных коррупционных скандалов, связанных с госзакупками, так называемое трубное дело, где ущерб бюджету оценивается в 3 млрд рублей, вскрывшиеся массовые нарушения при ремонте крыш побудили губернатора Георгия Полтавченко реформировать систему, сложившуюся при его предшественнице Валентине Матвиенко.

От 50 млн рублей и выше

С 1 января в Смольном образован новый комитет по государственному заказу, который будет курировать закупки за счет бюджета. Его возглавил Сергей Русин, значительная часть карьеры которого связана с налоговой службой. В прошлом году общий объем закупок за счет городского бюджета составил 179,6 млрд рублей (данные за 11 месяцев). В этом году объем госзаказа будет сопоставимым, а значит, новый комитет будет контролировать расходы на сотни миллиардов рублей.
Как сообщил "ДП" Сергей Русин, с 1 апреля комитет будет проводить все конкурсы и аукционы с начальной ценой контракта от 50 млн рублей. По словам Сергея Русина, в этом году комитету предстоит организовать 250–300 закупок.
При комитете по госзаказу создаются три комиссии, которые будут проводить все конкурсы. Первая займется аукционами и конкурсами в сфере информационных технологий и связи, охраны памятников и материально–техническим обеспечением деятельности губернатора Петербурга и городского правительства. В ведение второй комиссии передадут тендеры в сфере ЖКХ, дорожного хозяйства, благоустройства, энергетики, строительства и имущественных отношений. Третья комиссия займется закупками для здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, а также транспорта и туризма. От комитетов, которые сейчас самостоятельно проводят конкурсы и аукционы, в состав комиссии сможет войти представитель, но решающего голоса у него не будет.
Более того, новая редакция постановления № 1829 "О мерах по совершенствованию системы государственного заказа СПб" предусматривает, что размещение госзаказа одним лотом на сумму более 1 млрд рублей будет возможно только с личного разрешения губернатора Георгия Полтавченко. В компании "Тендер СПб" подсчитали: в прошлом году в городе было объявлено 46 закупок на сумму свыше миллиарда.
Сейчас проект проходит антикоррупционную экспертизу. Замечания принимают до 25 января, затем согласованный документ будет вынесен на рассмотрение правительства.

Хуже быть не может

Руководители компаний, у которых работа по госзаказу по каким–либо причинам не складывается, видят в реформе возможность выстроить новые отношения со Смольным. "Хуже точно не будет, потому что хуже, чем в последнее время КРТИ проводил конкурсы, просто быть не может, — говорит генеральный директор компании "Возрождение" Сергей Новиков (недавно компания пыталась оспорить в УФАС итоги тендера на капремонт наб. канала Грибоедова). — Надеюсь, что новые комиссии будут лояльны ко всем подрядчикам и станут принимать адекватные решения по понятным критериям".
По мнению гендиректора "Мостоотряда–19" Сергея Барчевского, реформа призвана обеспечить более полный контроль за проведением тендеров. При этом он подчеркивает: по последним крупным объектам тендеры были организованы правильно (на прошлой неделе "Мостоотряд–19" выиграл контракт на строительство развязки на Московском шоссе за 3,9 млрд рублей. — Ред.).
"Если в конкурсной комиссии будут специалисты по госзаказу, которые умеют читать законы, но при этом никогда не работали в дорожном, в капитальном строительстве и не знают нюансов (а там их огромное количество), то как они смогут справедливо оценивать заявки претендентов?" — в свою очередь опасается Владимир Калинин, президент группы компаний "АБЗ–1" (производитель асфальтобетонных смесей).
"Комитету по госзаказу, чтобы качественно проводить торги, обязательно нужны специалисты по направлениям — дорожники, сетевики, электрики. Часто на конкурсах сталкиваемся с тем, что компании должны подтвердить свой опыт. Сколько бывает туфты в заявках! Неспециалисту невозможно в этом разобраться", — солидарен с коллегой Виктор Евдокимов, председатель совета директоров СМУ–53 (занимается строительством и реконструкцией инженерных сетей).
Еще один эксперт — директор строительной компании, много работающей с госзаказом, считает, что в Смольном пытаются предотвратить появление новых трубных, крышных или дорожных дел. "Конечно, это не страхует на 100%, потенциальный сговор между комитетами исключать глупо. Но обеспечить этот сговор, когда в цепочке несколько участников, все–таки труднее, чем договариваться с одним партнером коррупционной схемы", — рассказал он на условиях анонимности.
Решение о введении лимита, при котором размещение госзаказа будет осуществлять комитет государственного заказа СПб, связано с необходимостью контроля за расходованием бюджетных средств: что закупается, по какой начальной цене и т. д. Мы надеемся, что это будет способствовать повышению прозрачности системы госзаказа. Проекты документации, подготовленные профильными комитетами (заказчиками), будут проходить юридическую и экономическую экспертизу в комитете государственного заказа в первую очередь на предмет возможного ограничения конкуренции. Здесь очень важно будет, как часто профильные комитеты СПб могут проводить закупки на один и тот же товар (одноименные товары) в течение года. Если с помощью комитета госзаказа будет достигнуто единообразие в подходе к формированию документаций торгов, требованиям к потенциальным поставщикам, то всем работать будет удобнее.
Андрей Ахантьев
Боюсь, что, если один орган власти заменит другой, те же самые болезни останутся. К сожалению, сейчас от приобретения медицинского оборудования врачи отстранены полностью. Закупки осуществляют люди, которые не понимают, для чего это оборудование предназначено, — они понятия не имеют, чем класс продукции одного производителя отличается от другого. Мы часто сталкиваемся с тем, что техническое задание тендеров составлено таким образом, что под него, условно говоря, подходят и ваза, и горшок. В итоге цена снижается до такой степени, что современную качественную технику становится просто невыгодно поставлять. А в результате лечебные учреждения оснащаются оборудованием с плохими характеристиками, но при этом часто по завышенной для его класса цене.
Сергей Ларионов
коммерческий директор компании "ДМС — передовые технологии" (в 2012 году оспаривал в УФАС СПб итоги тендера на поставку медоборудования)
По большому счету организационные структуры — это формальный элемент. Их основная задача в данном случае заключается в том, чтобы конкурсы и аукционы проходили по максимально простой, прозрачной и эффективной схеме. Поэтому не является принципиальным — будет ли этим продолжать заниматься профильный комитет или же новая отдельная структура. Главное, повторюсь, — эффективность организации процесса.
Александр Вахмистров
генеральный директор, председатель правления группы "ЛСР", бывший вице–губернатор Петербурга