Рынок планшетных компьютеров в 2012 году вырос в 3 раза. Обладателями планшетников стали более 3 млн россиян. Эксперты рынка говорят, что благодаря развитию мобильного Интернета объемы продаж сохранятся на высоком уровне.
Продажи планшетников в России опережают показатели мирового рынка. В 2012 году российский рынок этих устройств вырос более чем в 3 раза (в мире — в 2 раза). При этом в лидеры вышла компания Samsung, потеснив с первого места Apple, которая тем не менее сохраняет мировое господство. Продукция этих двух компаний занимает как минимум половину рынка РФ, и такое соотношение, скорее всего, сохранится и в следующем году.
Конец "яблочной" монополии
За 2 года с момента выхода в свет первого массового планшетного компьютера — iPad от Apple — рынок этих устройств претерпел серьезные изменения. Прежде всего, монополия Apple канула в Лету, появились конкурентоспособные устройства других производителей, которые заметно потеснили iPad. Такая же ситуация произошла с iPhone, когда сенсорным экраном стали массово оснащать смартфоны и мобильные телефоны другие производители.
Бурное развитие планшетного рынка привело к размыванию понятия о том, какими характеристиками это устройство должно обладать. Сегодня в продаже можно встретить модели, которые одними продавцами позиционируются как планшеты, другими — как ридеры (электронные книги). В эпоху короткой монополии iPad такого вопроса не возникало.
Читайте также:
Nokia выпустит интернет-планшет
ITResearch предлагает считать планшетными компьютерами устройства с цветным сенсорным экраном диагональю не менее 7 дюймов под управлением операционных систем Apple iOS, Android от Google и Windows от Microsoft. Под эти характеристики подпадает всего около 5% устройств, которые одновременно могут быть отнесены к планшетным компьютерам и к электронным книгам.
Со смартфонами и КПК несколько проще: главная характеристика, отличающая их от планшетов, размер экрана. Таким образом, такие устройства, как Samsung Note, несмотря на сопоставимый функционал, к планшетам не относят.
Дешевые и быстрые
Появление новых моделей, новых производителей на рынке сделало планшеты доступными. Сегодня разброс цен на это устройство — от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч. Именно дешевые модели малоизвестных производителей делают сегодня рынок.
"Самый большой рост продаж наблюдается в недорогом сегменте — 3–5 тыс. рублей. В 2013 году продажи экономичных планшетников покажут еще более интенсивный рост. В первую очередь за счет улучшения их качества", — считает Денис Петрушевский, руководитель направления электроники OZON.ru.
"Более доступные по цене планшеты с меньшей диагональю экрана весьма популярны у потребителей, которые не готовы платить около $1 тыс. за топовое устройство", — добавляет Алексей Громаков, директор по маркетингу подразделения Huawei Device компании Huawei в России.
Будущее без книг
В ближайшем будущем, полагает директор телекоммуникационной компании "Миран" Вячеслав Волков, планшетные компьютеры полностью вытеснят с рынка такой гаджет, как электронные книги. А по мнению старшего специалиста департамента Телеком Samsung Electronics Rus Олега Будегечиева, по функционалу планшеты еще больше приблизятся к простым ноутбукам, что также приведет к увеличению их доли среди компьютерных устройств.
Еще одним драйвером роста продаж планшетников становится развитие мобильного Интернета, увеличение его скорости при одновременном снижении стоимости.
"Сейчас аудитория мобильного Интернета в России оценивается более чем в 20 млн пользователей и быстро расширяется, — поясняет аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. — Трафик продолжит расти очень высокими темпами — не мене 20–30% в следующие 4–5 лет". Таким образом, и число потенциальных пользователей планшетников будет увеличиваться год от года.
Теория большого бума
В России в прошлом году была продана четверть всех планшетных компьютеров, выпущенных в мире, — 3 млн штук (в мире порядка 12 млн). При этом до 30% продаж пришлось на Петербург. Тогда как в 2011 году общероссийский объем продаж этих устройств составил чуть более 1,1 млн.
По оценкам
J’son & Partners Consulting, во II квартале в России было реализовано около 460 тыс. планшетных компьютеров — практически в 3 раза больше, чем во II квартале 2011 года. А за III квартал 2012 года — около 1,17 млн планшетов, на 209,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Впрочем, данные за прошлый год могут еще и измениться. Как сообщили в компании "М.Видео", за год рост (в штуках) составил около 375%. Всего в 2012 году было продано 300 тыс. планшетов. Причем чуть меньше половины от всех продаж пришлось на предновогодний IV квартал. В OZON.ru зафиксировали еще больший рост продаж планшетов в 2012 году — 543%.
Поскольку до насыщения рынка еще далеко, в ближайшие 3 года, по оценкам ITResearch, количество проданных в России планшетов достигнет 10 млн.