На юге области появляются новые, в том числе и крупные, проекты строительства жилья.
Наиболее активное строительство жилья в настоящее время идет на пригородных территориях Ленинградской области, что связано с тем, что на проекты здесь есть платежеспособный спрос, а условия строительства лучше, чем в городе. Безусловно, исторически так сложилось, что большинство этих зон расположено на северных и юго-восточных границах Петербурга. Во-первых, север города традиционно считается более комфортным и престижным для проживания, чем, например, юго-запад. И соседние с ним территории, которые расположены уже в границах другого субъекта Федерации, все равно воспринимаются потенциальными покупателями как городские. Во-вторых, именно здесь, а также на юго-восточной границе города расположены территории, которые еще много лет назад предполагалось отдать под комплексное освоение. В-третьих, в северных и юго-восточных землях у городских границ в ближайшем приближении есть станция метро, что, соответственно, существенно повышает привлекательность строящегося здесь жилья.
Вокруг метро
В южном направлении на землях Ленинградской области пока что многоэтажное строительство развивается не столь активно.
Интерес потенциальных покупателей здесь по указанным выше причинам более низкий, чем на остальных областных пригородных территориях. "Спрос на многоэтажные проекты на юге Ленобласти минимален, - уверен Александр Львович, генеральный директор СК "Навис". - Потенциал любого проекта в сфере жилой недвижимости оценивается прежде всего по его транспортной доступности. А для многоэтажного строительства наличие рядом станции метро просто обязательно. С этой точки зрения юг Ленобласти для девелоперов менее интересен, чем, к примеру, Кудрово или Мурино. Например, в Мурино в пешей доступности есть станция метро "Девяткино", где летом стартовал новый проект ряда компаний по застройке целого микрорайона. На этих территориях - Кудрово и Мурино - сегодня представлены все значимые девелоперы Петербурга".
Перспективы растут
Тем не менее в будущем ситуация может измениться. Например, если говорить о загородной недвижимости в коттеджных поселках в зоне для постоянного проживания (30-40 км от границ города), которая является индикатором популярности направлений, то в последние несколько лет в южном направлении в таких районах, как Ломоносовский, Гатчинский, Тосненский, появляется все больше новых проектов. Так, в III квартале лидером по количеству новых объектов в продаже в составе поселков стал именно Ломоносовский район.
Реализация проектов ведется в ряде районов. "Несмотря на то что часть жителей Ленинградской области переезжает в Петербург, численность населения крупнейших городов 47-го региона, например Гатчины, растет, - говорит Вячеслав Ефремов, заместитель генерального директора "НДВ СПб". - Улучшение там демографической и экономической ситуации благоприятно влияет на развитие жилищного строительства, в том числе многоэтажного. Юг Ленинградской области сейчас продолжает развиваться, и список застройщиков, работающих там, расширяется. Способствует этому и тот факт, что приобретение земельных участков и согласование проектов с администрацией здесь сейчас значительно проще, чем в Петербурге".
Поскольку на некоторых областных территориях, например, в зоне Мурино-Девяткино, уже очень высока конкуренция, застройщики через некоторое время обратят внимание и на южные зоны. Правда, в первую очередь, скорее всего, будут осваиваться административно подчиненные Петербургу территории, такие как Петергоф. Например, здесь запланирован крупный проект ГК "Город" на участке 47,6 га в районе Университетского проспекта, где можно построить 315 тыс. м2 жилья.
По словам Вячеслава Ефремова, подавляющая часть проектов юга Ленинградской области относятся к экономклассу. Стоимость жилья начинается от 37 тыс. рублей за 1 м2. Возводятся там, как правило, девятиэтажные дома панельной или кирпично-монолитной конструкции.
Спорные территории
Сейчас, по данным
КЦ "Петербургская Недвижимость", на южных территориях Ленинградской области возводится более 30 проектов, считая очереди строительства. Самые крупные объекты строятся в Ломоносовском районе, в частности, в Горелово. Интересна история крупного проекта "Дудергофская линия - 3" от компании "ЛенРусСтрой". Он будет включать в себя 13 панельных разноэтажных (от 8 до 17 этажей) жилых корпусов общей площадью 450 тыс. м2 и два детских сада. Семь корпусов сданы и заселены, построен первый детсад, планируется возведение торгового центра. Еще два дома будут сданы в эксплуатацию до конца года. В целом проект планируется завершить в 2015 году.
Неподалеку, в Красном Селе, также реализуется ряд проектов. Несмотря на то что эта территория относится к Красносельскому району Петербурга, по уровню спроса и цен она сопоставима с рядом зон Ленинградской области.
Более удаленные от города территории на юге Ленобласти готовы рассматривать для себя по причине плохой транспортной доступности редкие застройщики. "Считаю, что реализация проектов на удаленных от Петербурга зонах в текущих рыночных условиях возможна только при глобальной, всесторонней поддержке со стороны органов власти, - говорит Арсений Васильев, директор УК "УНИСТО Петросталь". - Существенное положительное влияние на строительство в области, в том числе на юге, может оказать развитие прежде всего транспортной инфраструктуры".
В расчете на жителей
Тем не менее строительство и на удаленных территориях ведется, правда, в расчете на локальный спрос в Лужском, Кингисеппском и Волосовском районах. Единственный район, который может рассчитывать на интерес со стороны петербуржцев, желающих приобрести недорогие квартиры, - Гатчинский. Здесь в настоящее время местными застройщиками реализуется несколько проектов строительства кирпично-монолитных домов. Самый крупный из них - "Орлова роща" в Гатчине на 543 квартиры.
В остальных городах отдаленного юга области ситуация плачевна. Развитие жилищного строительства здесь иллюстрирует общее состояние экономики в этих поселениях. Поскольку ситуация с промышленными предприятиями в этих местах не лучшая, то покупатели, которые формируют платежеспособный спрос, не заинтересованы жить в отдаленных городках, где нет работы. У местного населения есть желание улучшить жилищные условия, но нет на это средств.
"В городе Сланцы до сих пор стоят почти достроенные, но невостребованные многоэтажные дома, - рассказывает Юлия Нигуль, руководитель отдела маркетинговых исследований КЦ "Петербургская Недвижимость". - При этом, например, в Усть-Луге, где строится порт и работает множество людей, спрос на жилье огромен, но возводится всего один дом на 212 квартир. Развитие жилищного строительства и инфраструктуры не поспевает за развитием порта. Стоимость аренды квартиры в Усть-Луге выше, чем в Петербурге: спрос сильно превышает предложение".