Владелица Tellus Group Елена Смотрова: Нужны шаги навстречу

Елена Смотрова, владелица девелоперской компании Tellus Group, рассказала dp.ru, как она видит перспективы развития индустриальных парков. По мнению бизнес–леди, одна из главных проблем, которая тормозит инвестиционную деятельность в регионе, — "это кадры и отсутствие кадров".

Елена, вы ушли из успешного холдинга "Империя" вашего брата Андрея Фоменко, чтобы заняться собственным бизнесом. Как долго зрело это решение?

— А почему вы решили, что я ушла? Может, меня выгнали? Это шутка, конечно.
В холдинге "Империя" я занималась крупными проектами, в том числе развитием больших территорий под жилую, коммерческую, промышленную застройку. Но каждый человек в этой жизни должен принять решение — может он что–то сделать сам или нет. У меня это решение зрело несколько лет.
Мне кажется, у меня получилось сделать такую же успешную компанию. Андрей сейчас больше сконцентрирован на офисной недвижимости, а мне интересно заниматься развитием территорий. У нас очень хорошая команда.

Удалось увести кадры из "Империи"?

— Несколько человек, которые раньше трудились в "Империи", теперь работают со мной. В любой компании есть люди, с которыми ты работаешь ближе. Они и решили в этот сложный момент поддержать меня, за что я им очень благодарна.
Все–таки это непростое решение для человека — поменять работу. А уж поменять ее, основываясь только на личном отношении к своему руководителю, вообще непросто. В итоге у меня получилось собрать команду единомышленников.

Как складываются ваши отношения с новыми властями Ленобласти?

— Ленинградская область прогрессивна с точки зрения законодательства. Она сейчас занимает лидирующее место в Северо–Западном регионе по инвестиционной привлекательности. Но меры в основном направлены на поддержку резидентов индустриальных парков, а на наш взгляд, необходимо более активно поддерживать девелоперов.
Например, мы вложили кучу денег в строительство новой подстанции. Зачем? К нам приходит резидент и говорит: "Очень хочу электричество. Вы гарантируете подключение нас к этой подстанции?"
В законе должно быть предусмотрено, что девелопер может быть продавцом мощностей, созданных за его счет. Подстанция, пока нет конкретного потребителя, — это набор стройматериалов, лежащих в поле. Нет механизма возврата вложенных средств.
Необходимо серьезно проработать вопрос с руководством области о создании мини–сбытовых компаний на уровне индустриальных парков и о создании механизмов регулирования УК.

То есть местное законодательство бессильно?

— Сегодня надо оказывать поддержку людям, которые привлекли средства и собственные средства вложили в развитие территорий. Нужны шаги навстречу девелоперам. Мы занимаемся по факту привлечением инвестиций в регион. Устраняем дефицит инженерно подготовленных территорий. Это не банальная спекуляция — купили землю, нарезали на квадратики и продали.
Мы делаем многие вещи, которые позволяют инвестору принимать решения о возможности реализации проекта в данном конкретном месте.
Мы создаем качественные территории, делаем необходимые инженерно–экологические изыскания, съемку, геологию и т. п.

Так что надо изменить в законе об индустриальных парках и технопарках в Ленобласти?

— Направить их в поддержку девелоперу, создать необходимые условия, чтобы девелопмент стал самостоятельным бизнесом. Чтобы был понятен механизм возврата вложенных в развитие территорий денежных средств.

С какими еще проблемами вы сталкиваетесь?

— Как бы ни была тщательно подготовлена территория, остается вопрос с кадрами. Две глобальные проблемы, существующие в Ленинградской области, — это кадры и отсутствие кадров. И решать это должны власти, потому что вопрос: "кто будет работать на предприятии, где мы возьмем квалифицированные кадры" — задает каждый потенциальный инвестор.

Сейчас в области работают индустриальные парки "Уткина Заводь", "Федоровское", "Мариенбург", "Юит" и другие. Как вы оцениваете уровень конкуренции?

— У каждого свой формат и свои входящие условия. Ставить всех в один ряд нельзя. Естественно, мы изучали опыт наших уважаемых коллег "по несчастью". Более того, мы постоянно общаемся, обсуждаем, как идет динамика процесса.

Ваши цены на землю конкурентоспособны по сравнению с проектами других девелоперов?

— С учетом всех вложений, которые мы делаем в свой земельный участок, цена реализации как минимум $53 за 1 м2. Это готовая территория, на которой есть дорога, забор, электричество, водоснабжение и водоотведение.
Как вы думаете, сколько мы там зарабатываем с учетом всех вложений? Не так уж и много. Но мы это делаем осознанно. Если бы мы хотели рентабельности в 100%, тогда цена за 1 м2 зашкалила бы за $100.
Понятное дело, что никто бесплатно работать не будет, поэтому даже при минимальной наценке мы окупим этот проект. У нас есть то, что не оценивается деньгами, — огромный опыт и профессиональная увлеченная команда.

Как развиваются ваши проекты индустриальных парков сейчас?

— Проект парка "Кировский" временно приостановлен. Изначально наши иностранные партнеры предложили нам совместно реализовать технологию отходов в газ и экспортировать эту продукцию.
Впрочем, в итоге в Европе случился кризис. Наши партнеры заявили, что для этих проектов нужны длинные дешевые деньги, которых пока нет. В итоге в "Кировском" ничего не происходит, но мы от него не отказываемся. Мы даже думали самостоятельно финансировать проект, однако для этого надо полностью сосредоточиться на нем.
Сейчас наши усилия сконцентрированы на проекте "Кола". Здесь общий объем инвестиций составит $450 – 460 млн. В этом году мы будем представлять его на всех внешних и внутрироссийских выставках. Тем более что о нем ведутся переговоры о софинансировании с иностранными фондами.
Кроме того, у нас радикально поменялась концепция парка. Мы намерены строить производственные помещения для потенциальных инвесторов и сдавать их в аренду. Эту модель я считаю более удачной для "Колы".
Компания из Нидерландов уже подготовила архитектурную концепцию парка. Удачно и то, что нашим партнером является известная турецкая компания "Ренессанс", имеющая мировой опыт в развитии индустриальных зон.

Как продвигается ваша работа в Петербурге?

— Мы купили несколько предприятий и сдаем там площади в аренду под промышленное производство.
Например, летом приобрели на аукционе промышленный комплекс на Измайловском пр. — это около 18 тыс. м2 производственных площадей. Пока мы занимаемся разработкой концепта этой территории и не торопимся особенно ее презентовать. Подготовительная работа проходит очень серьезная. Часть площадей свою функцию точно не потеряют, они будут использоваться под производство для малого бизнеса. Это важно и в социальном смысле. Проще всего все снести и построить жилье. Но надо же развивать и производство.

Что касается вашего проекта на Пулковском шоссе, что сейчас там происходит?

— Два года назад была подана заявка в КЗЗ для изменения функционального назначения в Генеральном плане Петербурга из деловой зоны в промышленную в связи с тем, что существуют инвесторы, готовые перемещать свои производственные предприятия из центра города на окраины. Но на сегодняшний день, к сожалению, работа по внесению изменений в генплан происходит не так быстро, как хотелось.

К слову о генплане. Его критикуют многие, однако радикальных изменений не происходит.

— Генеральный план принимался очень быстро. Понятно почему — работать без него уже стало невозможно. Но ведь в нем осталось очень много ошибок и недоработок.
Вот жилой квартал, а посреди него — крупное металлургическое производство! Ну как там можно развивать промышленность такого класса опасности, когда вокруг живут люди?
Такие вопросы должны решать власти совместно с собственниками заводов и затем вместе менять генплан. Но в реальности получается, что они сидят так, как им нарисовали, их все устраивает, потому что переезжать, как правило, дорого и бюджет на себя это не возьмет.
По–хорошему, заводы надо убирать из центральных районов и на их месте создавать общественно–деловую зону с элементами жилой застройки. Но не промышленность — особенно такого класса вредности, потому что от этого зависит экологическая обстановка. Люди чаще болеют, это лишние затраты на здравоохранение в городе. Вот таких ошибок и коллизий в генплане очень много.

Елена, скажите, пожалуйста, несколько слов о своих увлечениях, семье.

— Хобби у меня одно — работа. Действительно, ни на что времени нет, но я никогда не работаю в выходные. Выходные — это всегда семья. Невзирая ни на что!
 
 

Биография

Елена Смотрова

> Родилась в Краснодарском крае.
> В 1985 году приехала в Ленинград и поступила в Политехнический институт.
> После окончания вуза несколько лет жила в Мурманске.
> В 1994 году Елена стала вице–президентом холдинга "Империя", принадлежащего ее брату Андрею Фоменко.
> Замужем, воспитывает двух дочерей.
> В 2011 году покинула компанию брата, чтобы заняться собственными девелоперскими проектами.

 
 

 
 

О компании

Tellus Group

> Холдинг создан в 2011 году.
> Tellus Group реализует сразу несколько проектов индустриальных парков в Ленинградской области: "Приневский", "Кировский", "Кола", "Янино" и в Петербурге на Пулковском шоссе.
> Партнером по проекту "Кола" является известная турецкая компания "Ренессанс".
> Земельный банк составляет более 300 га.
> Tellus Group также занимается развитием офисной, жилой недвижимости и промышленных зон в Петербурге.