Владелец "Русала" Олег Дерипаска отказался от идеи строительства терминала по перевалке глинозема и алюминия в порту Усть–Луга.
Заказчик и застройщик порта в Усть–Луге — ОАО "Компания Усть–Луга" объявило о том, что строительство терминала по перевалке алюминия и глинозема суммарной мощностью 5 – 6 млн т в год отменяется. Построить терминал стоимостью $600 млн собиралась объединенная компания "Русал" — крупнейший актив группы En+ Олега Дерипаски (объединяет активы олигарха в сфере энергетики, цветной металлургии и горнорудной промышленности). Вчера Светлана Макарова, генеральный директор ОАО "Компания Усть–Луга", сообщила, что "Русал" так и не приступил к строительству.
Соглашение о строительстве алюминиевого терминала стороны подписали в 2009 году. Однако начать стройку помешал кризис, проект заморозили. Осенью 2011 года экс–генеральный директор ОАО "Компания Усть–Луга" Максим Широков заявил, что проект реанимирован. Аффилированная с En+ кипрская компания Gektrans Ltd подала в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ ходатайство о приобретении 100% акций ОАО "Балтийский алюминиевый терминал" (БАТ), учрежденного компанией "Усть–Луга".
ФАС
одобрила сделку в начале 2012 года. Но группа алюминиевого магната так и не купила БАТ. "На наши письма компания не отвечает. Мы считаем, что с декабря прошлого года "Русал" вышел из проекта Усть–Луги", — добавила Светлана Макарова.
Партнеры на все времена
В объединенной компании "Русал" ничего не сказали о планах строительства терминала, отметив лишь, что стороной в отношениях по проекту строительства алюминиевого и глиноземного терминала в порту Усть–Луга является созданная в 2011 году компания En+ Logistics, отвечающая за транспортировку грузов En+ Group. Оперативно получить комментарий в логистической компании не удалось.
Ранее глава En+ Logistics Рашад Гусейнов заявлял, что у En+ нет острой необходимости в строительстве собственного терминала на Балтике. Группе хватает мощностей прибалтийских портов и петербургской гавани, в которой компания Олега Дерипаски обслуживает ОАО "Морской порт Санкт–Петербург", входящий в группу UCL Владимира Лисина.
Неожиданная вакансия
Других претендентов для возведения терминала на освободившемся земельном участке пока нет. В 2011 году руководство компании "Усть–Луга" заявляло, что распределение участков под строительство причалов в порту досрочно завершено, на последнем земельном участке будет построен зерновой терминал.
Правда, с его судьбой пока тоже не все ясно — неизвестно, кто инвестор. Участники рынка и эксперты называли Объединенную зерновую компанию (ОЗК). Но Светлана Макарова категорически опровергла эти предположения. "Не ОЗК, совершенно точно, не могу пока назвать инвестора", — сказала глава компании "Усть–Луга".
Заявления о намерениях
Фактически с 2012 года "Усть–Луга" не занимается портом. Основные акционеры компании — фирмы, подконтрольные ОАО "РЖД" и Валерию Израйлиту, — вывели из нее во вновь созданное ОАО "ТЛК" производственные активы: терминал "Юг–2", портовый флот и т. д. "Никакого отношения к деятельности терминалов мы не имеем, — объясняет Светлана Макарова. — Наша задача: развивать припортовую индустриальную зону, строить город".
Однако пока кроме четырех жилых домов для сотрудников госкомпании "Транснефть" в припортовой зоне ничего не появилось. Нет серьезных планов на строительство промышленных объектов. Есть только заявления о намерениях, например, "Еврохим", возможно, построит завод по производству товарного аммиака. "Пока мы на стадии оформления земельных участков под эту промзону. Она только заявлена документально. Я знаю, что по газификации территории уже вопрос решен и руководство страны поставило эту задачу перед "Газпромом", — говорит губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Возможно, акционеры компании "Усть–Луга" (среди которых правительство Ленобласти) заморозят проект развития припортовой территории до лучших времен.
"Пока в Усть–Луге не возникло предпосылок для зарождения перерабатывающей промышленности. Она не нужна рядом с портом массовых грузов. Зачем перерабатывать уголь или экспортную нефть?" — говорит директор агентства Infranews Алексей Безбородов.