Скандалы с хищениями в Минобороны докатились до Ленобласти. СКР подозревает местных чиновников в махинациях с военными землями. Во вторник прошли обыски в Кадастровой палате региона, Северо–Западном управлении имущественных отношений Минобороны, администрации Всеволожского района и администрации города Сертолово. Dp.ru выяснял, кто похитил областные земли, и где искать виноватых.
Местные чиновники могут быть замешаны в отчуждении 456 га военных земель на территории Левашовского военного лагеря (общая площадь — около 3,7 тыс. га) во Всеволожском районе. Возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупных размерах. В районе, где расположены спорные участки, ведется активное коттеджное строительство.
Долгое военное дело
По версии
Следственного комитета РФ (СКР), рядом с городом Сертолово были незаконно отчуждены 456 га земли, находящиеся в бессрочном пользовании Минобороны: в прошлом году землю поставили на кадастровый учет как неразграниченную, а затем отдали в долгосрочную аренду 10 дачным некоммерческим партнерствам (ДНП). В связи с обысками на вопросы журналистов пришлось отвечать главе района Александру Соболенко. Кроме того, в материалах следствия фигурирует фамилия покойного главного архитектора района Эдуарда Акопяна, убитого 29 января. Виновным, если таковые найдутся, может грозить до 10 лет лишения свободы.
По информации СКР, в деле замешаны сотрудники Северо–Западного управления имущественных отношений Минобороны, которое курировала подруга экс–министра Анатолия Сердюкова Евгения Васильева — ее подписи якобы есть на документах по передаче земель району. Напомним, что она находится под домашним арестом и обвиняется в нанесении ущерба государству в десятки миллиардов рублей.
Александр Соболенко, узнав об уголовном деле от журналистов, назвал ситуацию "абсурдной". "Эта земля находилась в бессрочном пользовании Минобороны. На нее право собственности не было разграничено и зарегистрировано. В рамках Земельного кодекса в 2010 году Минобороны провело разграничение и зарегистрировало свое право на землю под названием Левашовский военный лагерь. Земли, не вошедшие туда, в соответствии с Земельным кодексом РФ район предоставил заявителям", — говорит Александр Соболенко.
Губернатор Ленобласти
Александр Дрозденко
, который на момент отчуждения земель занимал пост главы КУГИ области, вчера счел необходимым уточнить, что проверка не стала для него сюрпризом. По словам губернатора, он сам на ней настаивал и критиковал региональный Росреестр.
Это не первые обыски, которые проходят с подачи губернатора. Недавно следователи провели проверки в комитете по малому и среднему бизнесу, а летом занимались обыском в кабинете экс–вице-губернатора Николая Пасяды по делу о хищениях из Дорожного фонда. Губернатор пообещал: проверки продолжатся, например по расходованию средств на ЖКХ.
Лакомый район
Всеволожский район, оказавшийся в центре скандала, — это территория активного коттеджного строительства. Всего во Всеволожском районе, по данным "ПулЭкспресса", около 120 коттеджных поселков — треть всего количества коттеджей в городе и области. Эти проекты занимают площадь порядка 2,3 тыс. га. Еще на 500 – 700 га поселки проектируются.
По данным
АРИН
, в районе есть как элитные домовладения стоимостью до 80 млн рублей, так и участки экономкласса по цене от 65 тыс. рублей сотку. Средняя стоимость коттеджа — 13,2 млн рублей.
Всего в Ленобласти Минобороны принадлежит 75 тыс. га, не считая той земли, которая находится в бессрочном пользовании без разграничения права собственности. По примерным подсчетам АРИН, стоимость военных земельныхнаделов — более 1 трлн рублей. Сейчас правительство региона ведет переговоры с Минобороны о передаче этих земель в собственность Ленобласти. Военное ведомство почти согласно, однако в придачу предлагает принять на баланс области военные городки, что влечет серьезную нагрузку на бюджет.
В придачу область получит от Министерства 24 тыс. га земли Ржевского полигона,который может стать лакомым куском для девелоперов и промышленников.
В районе Левашовского лагеря предложение коттеджей минимально, говорят в "ПулЭкспрессе": это военные городки с домами городского типа, застройщиками эти участки неинтересны.
Военные на продажу
Риелторы говорят, что земельный рынок Ленобласти не отличается прозрачностью и проверить происхождение того или иного участка бывает непросто.
"Клиент приносит нам документ о праве собственности. Мы проводим первичную экспертизу. Если он подлинный, то не ставим под сомнение его юридическую силу", — говорит начальник юротдела Русского фонда недвижимости (РФН) Максим Финионов.
РФН продает участки в ДНП "Лесная поляна" недалеко от Левашовского лагеря. "Земля принадлежит частному собственнику, и есть свидетельство", — говорят в компании. Кроме того, летом 2012 года состоялись общественные слушания в Сертолово. Там руководители ДНП "Углово Аэродром", "Береговое", "Речное", "Левашовский Лагерь — 1", "Шишкин лес" предложили изменить зоны индивидуальной жилой застройки на зону малоэтажной застройки.
Гендиректор ГК "Кивеннапа" Максим Красненко говорит, что спорные случаи с земельными участками происходили на рынке и раньше, просто они не становились публичными. Единственный способ обезопасить себя — покупать землю у добросовестного приобретателя, считают специалисты.
“
Я всегда настаивал на регистрации прав собственности Российской Федерации на земли, которые десятки лет не были разграничены и размежеваны. Нас уже вдоль и поперек проверяла и прокуратура, и военная прокуратура, нарушений не было. Мы все делали по закону, это я вам говорю как юрист и глава администрации. Я бы плюнул на всё и ушел, но тогда уже будет не отмыться. У меня за плечами 30 лет госслужбы, четыре высших образования и трое детей. И тут меня пытаются обвинить в серьезном преступлении. На самом деле речь идет о попытке смены власти в районе. Впереди муниципальные выборы, и желающих порулить тут хоть отбавляй.
Александр Соболенко
глава администрации Всеволожского района Ленобласти
“
Покупателям земли — будущим жильцам важно понимать, что чем понятнее форма землевладения (например, участок под индивидуальное жилищное строительство), тем меньше рисков. Что касается девелоперов, то тут историю участка нужно проверять очень скрупулезно, так как любая ошибка ведет к лишним тратам. В практике нашей компании был случай с наложениями кадастровых границ. В итоге на этапе проведения работ пришлось сократить участок почти на полгектара. Ошибка перешла к продавцу, у которого мы купили участок, от предыдущего собственника, так что виноватых не нашли, а полгектара все же значительная площадь.
Дмитрий Майоров
генеральный директор "Русь: Новые территории"