Счетная палата РФ проверит обоснованность стоимости покупки Сбербанком турецкого Denizbank. Проверки начнутся после Олимпийских игр в Сочи – сейчас аудиторы палаты заняты проверкой олимпийского строительства. Впрочем, эксперты считают, что цена актива вполне рыночная.
Глава Счетной палаты России Сергей Степашин на пленарном заседании Госдумы заявил, что аудиторы проверят после 2014 года, обоснована ли стоимость покупки Сбербанком турецкого Denizbank. Сейчас специалисты Счетной палаты проверяют олимпийскую стройку, поэтому сделку Сбербанка будут изучать после Олимпиады в Сочи.
Проверить покупку Denizbank предложил депутат от фракции КПРФ Николай Коломейцев. У него возникли сомнения в том, что 2,9 млрд евро, потраченные на заморский актив, — адекватная плата.
"Я бы проверил эффективность траты Сбербанком денег на покупку турецкой "дочки". Эксперты говорят, что она нам обошлась значительно дороже рыночной стоимости. А Сбербанк вообще-то государственный пока что по приоритету акций", — отметил коммунист.
Глава Счетной палаты Сергей Степашин подтвердил, что в курсе этого приобретения Сбербанка. Инициативу проверки он тут же поддержал со зловещим "посчитаем-посчитаем" и отметил, что, по его мнению, Сбербанку этот актив не нужен. Осталось непонятно, почему глава Счетной палаты о нуждах крупнейшего банка России знает лучше, чем его руководство.
"Давайте посмотрим, во что обойдется данная покупка Сбербанка. То, что банку это особо не нужно, это тоже понятно. Давайте откровенно говорить — уж не от хорошей жизни", — заявил чиновник.
В сентябре прошлого года Сбербанк закрыл сделку по покупке Denizbank, купив 99,85% акций. Базовая сумма сделки составила 2,79 млрд евро, в конце 2012 года Сбербанк доплатил за Denizbank 184,8 млн евро — активы турецкого банка выросли и превысили максимальную величину. В итоге сумма сделки составила 2,9 млрд евро.
Сбербанк приобрел Denizbank, а также его дочерние структуры в России, Австрии, Бахрейне и на Кипре. Denizbank занимает шестое место среди частных банков Турции по размеру совокупных активов. Аналитики актив считают очень даже удачным приобретением.
"Сделка была максимально открытой и публичной, цена — рыночной, можно посмотреть даже по котировкам. Так что депутат-коммунист проявил присущую "грамотность". Разумеется, его заявление не соответствует действительности. Для Сбербанка это стратегически важный актив, еще один выход на европейский рынок. Сама по себе Турция в этом плане очень привлекательна, и купленный актив — перспективный, чего не скажешь о другом, более раннем приобретении — VBI", — напомнил Максим Осадчий, аналитик банка БКФ.
VBI, восточноевропейский бизнес австрийской группы Oesterreichische Volksbanken, стал первой международной покупкой Сбербанка. За этот банк пришлось отдать 505 млн евро, и под контролем крупнейшего российского банка оказались филиалы VBI в Словении, Словакии, Чехии, Хорватии, Сербии, Венгрии и Украине, все кроме румынского. Но эксперты показателями приобретения остались недовольны и считают, что вот оно, в отличие от Denizbank, Сбербанку как раз лишнее.