Политологи из "Минченко консалтинг" опубликовали доклад о ситуации во властных кругах: по мнению экспертов, элита готова к тому, что Путин останется на своем посту после 2018 года, но есть и другие сценарии, а потому борьба за пост премьера является одновременно и борьбой за пост преемника.
Политологи холдинга "Минченко консалтинг" опубликовали доклад о ситуации в российских властных кругах. Он называется "Политбюро 2.0. Накануне перезагрузки элитных групп". По мнению экспертов, политическая элита в целом готова к тому, что Владимир Путин останется на своем посту после 2018 года, но вместе с тем прорабатывает и другие сценарии.
Аналитики отмечают, что в последнее время "использование риторики внешней угрозы, силовых структур и антикоррупционной кампании для решения внутриполитических задач привело к серьезным подвижкам внутри Политбюро. Значительно укрепила свои позиции внутри Политбюро корпорация силовиков". В частности, речь идет об усилении позиций Михаила Фрадкова, Игоря Сечина и Сергея Шойгу.
Выросла, по мнению "Минченко консалтинг", и роль судебной власти. Глава Верховного суда Вячеслав Лебедев и Высшего арбитражного суда Антон Иванов рассматриваются экспертами в качестве полноценных членов "политбюро", которое и предлагает проекты ключевых решений своему арбитру — президенту Путину.
Персональный состав "политбюро" остается стабильным, отмечают эксперты. Однако ожидается "перезагрузка элиты", вследствие которой персональный состав изменится. Необходимость "перезагрузиться" объясняется снижением управляемости и скоростью принятия решений (на них пытаются влиять слишком много элитных граждан) и распадом "медведевской коалиции" (группы граждан, ранее сплотившихся вокруг кандидатуры премьера).
Также в числе "внутриэлитных рисков, выступающих драйверами изменений" — "эрозия существующей партийно-политической системы и необходимость ее обновления" и "борьба элитных групп за место премьер-министра как "автоматического преемника" в случае какой-либо трагической случайности с В. Путиным".
"Доминирующим настроением в верхушке элиты является готовность к продлению президентского мандата В. Путина в 2018 году", уверены в "Минченко консалтинг". Тем не менее "все политические игроки, в том числе и сам президент, прорабатывают и альтернативные политические сценарии".
Внутри элиты сформировались две группы с разными позициями по этому вопросу, пишут политологи. "Коалиция, выразителем интересов которой является И. Сечин" ставит своей целью "максимально долгое удержание В. Путиным единоличного политического доминирования". Другая группа граждан хотела бы, чтобы элементы "тандемократии" сохранялись, причем вторым лицом в тандеме должен быть не обязательно Медведев.
Основными кандидатами на роль премьер-министра, если понадобится замена Медведева, являются, по мнению экспертов, Сергей Собянин, Михаил Прохоров, Алексей Кудрин, Сергей Шойгу и Дмитрий Рогозин. Решение о замене Медведева может быть принято в силу недовольства им бюрократии, снижения рейтинга и размытого "политического позиционирования" (премьер отказывается считать себя просто "техническим").
Многое будет зависеть от того, какую роль будет занимать гипотетический новый премьер-министр, пишут политологи — "либерального реформатора" (Кудрин или Прохоров), "чистильщика" (Шойгу) или "преемника" (Собянин или Шойгу).
За Собянина может сыграть опыт руководства регионом, хорошие позиции в региональных элитах, хорошие отношения с руководителями компаний ТЭК, мощный бюрократический аппарат и финансовая база. У Шойгу отличный имидж, но больше слабых мест. Алексей же Кудрин "является оптимальным кандидатом в премьер-министры в ситуации, когда надо будет реализовывать антикризисную политику в случае провала существующего правительства и продемонстрировать имиджевую перезагрузку в отношениях с Западом".
Некоторые другие эксперты склонны сомневаться в выводах "Минченко консалтинг". Владимир Путин собирается оставаться на своем посту, он неоднократно намекал на это, отмечает политолог Григорий Голосов. Поэтому поисков преемника Путин не ведет. Скорее всего, не проявляют такой активности и сами потенциальные интересанты — потому что если о такой активности стало бы известно президенту, интересант мог бы серьезно за это поплатиться.