12:1512 марта 201312:15
341просмотров
12:1512 марта 2013
Дальневосточный торговец компьютерной техникой DNS, завоевав города Северо–Запада, подступает к Петербургу. Игроки на местах реагируют на приход конкурента снижением цен.
Владивостокская сеть
DNS
, известная своей агрессивной маркетинговой политикой, в ближайшее время откроет первые магазины по продаже компьютерной техники в Петербурге — в пригородах Колпино и Пушкин. Менее чем за год компания открыла 25 магазинов в городах Северо–Запада, где ее приход заставил местных игроков снизить цены в среднем на 5%.
Под наблюдением ФАС
Выходя в новый для себя регион, DNS обычно сильно снижает цены. В некоторых городах такая тактика стала причиной обращения конкурентов DNS в антимонопольную службу.
Например, в Забайкалье сразу девять ретейлеров написали в местное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) коллективную жалобу. По их данным, DNS применяла наценку от 3% до 14% от цены поставщика. На рынке же средняя наценка составляет 22%. Но УФАС нарушений закона в действиях DNS не обнаружила.
По словам гендиректора омской сети компьютерных супермаркетов "Ритм" Алексея Саяпина, с приходом DNS в Омск в 2009 году местным игрокам пришлось серьезно снизить цены. В итоге маржа снизилась втрое. "Кто–то закрылся через 2 месяца, кто–то — через 2 года, а DNS очень быстро заняла около 40% рынка", — говорит он, подчеркивая, что DNS до сих пор придерживается своей ценовой политики.
В Новосибирске же, фактически зачистив рынок от конкурентов, компания подняла цены уже через 2 года после появления.
При этом Алексей Саяпин сомневается, что тактика DNS сработает в Москве и Петербурге. В регионах все определяется исключительно ценой, а в столичных городах еще и удобством расположения магазинов. "Но если DNS удастся расположить свои точки в удачных местах, то, безусловно, компания отвоюет свою нишу", — говорит эксперт.
Тихое вытеснение
Получить комментарии руководства сети относительно планов на Петербург не удалось. Известно, что выход на рынок Северо–Запада DNS не афишировала. Однако менее чем за год ретейлер открыл в регионе 25 магазинов (см. инфографику). Появление нового игрока заставило местных ретейлеров снизить цены в среднем на 5%. Так, в "Компьютерном мире" в Архангельске сообщили, что после выхода DNS компания пересмотрела цены на ноутбуки и планшеты.
Топ–менеджер компьютерного центра "Кластер" в Пскове отметил, что цены DNS действительно ниже, чем в некоторых других магазинах города. Тем не менее игроки уверены, что в Петербурге DNS не сможет использовать свою стратегию низких цен. По мнению экс–регионального директора "М.Видео" по Северо–Западу Андрея Солоненко, конкурентного преимущества в виде крайне низкой цены у DNS не будет, потому что, как только один из игроков снижает цены, остальные под него подстраиваются. Конкуренция на городском рынке крайне агрессивная, и у DNS небольшие перспективы развития в Петербурге, оценивает он.
Кроме того, темпы роста рынка компьютерной техники в России сокращаются. По итогам прошлого года он вырос всего на 6,3% по отношению к 2011 году, до 338,6 млрд рублей, подсчитали аналитики GfK TEMAX. При этом в IV квартале было снижение почти на 3%.
Заработали на рыбе
Сеть DNS создана в 1998 году. По данным СПАРК, ООО "Компьютерный Центр ДНС" зарегистрировано во Владивостоке и на 100% принадлежит Дмитрию Алексееву. Однако ранее в интервью в различных СМИ он говорил, что сеть принадлежит нескольким физическим лицам.
На федеральный уровень DNS вышла только в 2008 году. До этого, по словам участников рынка, основной бизнес владельцев сети был связан с рыбопереработкой. Как говорит гендиректор ИА "Инфолайн" Иван Федяков, еще до 2009 года DNS никто не знал на федеральном уровне. "Но уже в 2011 году они заняли 16–е место в топ–100 крупнейших розничных российских компаний с оборотом 38 млрд рублей", — рассказал эксперт. По его мнению, стратегия компании похожа на стратегию крупнейшей продуктовой розничной сети "Магнит": компания открывает крупноформатные магазины с очень низкими ценами в небольших городах.
В настоящее время, по оценке "Инфолайна", DNS является российским лидером в сегменте торговли компьютерной техникой.
В 2013 году DNS ввела в эксплуатацию завод компьютерной и цифровой техники под Владивостоком. В Подмосковье и Новосибирске у ретейлера работают производственные линии. В каждом федеральном округе у компании свой распределительный центр, в том числе на Северо–Западе.
Незавидный рынок
Игроки из других регионов России нередко пробуют свои силы в Петербурге, особенно много подобных примеров в общепите. Сеть недорогих кафе под названием "Столовая №1" развивает земляк совладельцев сети DNS — холдинг "Алгос" из Владивостока. С 2008 года этот оператор открыл пять кафе, в планах компании, которые озвучивал совладелец сети Владимир Витвицкий, запустить 10 точек. В 2011 году стартовал проект франчайзи новосибирской сети кофеен Traveler's Coffee. Компания рассчитывала открыть еще четыре точки, но в прошлом году отказалась от этих планов и ребрендировала единственную точку в Петербурге.
В 2012 году в городе открылся первый пивбар иркутской сети Harat's Pub, которая намерена войти в тройку лидеров местного рынка, открыв 15 заведений. Екатеринбургская сеть ресторанов в американском стиле Grizzly bar даже перевела в Петербург головной офис компании, чтобы более эффективно управлять сетью по России.
Петербург от других регионов отличает длительное согласование проектов, а их окупаемость замедляют высокая конкуренция и арендная плата, говорят региональные операторы. Тем не менее Северная столица остается магнитом для ретейлеров из–за высокой покупательной способности жителей и внушительного объема рынка.
“
Нашей компании предложение о покупке со стороны компании DNS не поступало. Однако мы знаем эту компанию. В последние годы она активно развивает свое присутствие в регионах России. Но, безусловно, на российском рынке бытовой техники и электроники лидирует федеральная сеть "М. Видео". Сейчас в составе компании "Кей" 29 магазинов, 18 из них находятся в Петербурге. На рынке Петербурга мы занимаем порядка 12 – 14%. Определить объем рынка в деньгах трудно: некоторые группы товаров активно растут, другие снижаются. В целом мы считаем, что с учетом сильного снижения стоимости компьютерной техники в последние годы рынок в деньгах не растет.
Михаил Иващенко
генеральный директор сети "Кей"
“
Мы пристально следим за своими конкурентами и за тем, кто, где и когда планирует открытие своих магазинов. DNS заявляет о намерении увеличить свое присутствие по всей России и ищет помещения в городах с населением от 50 тыс. человек. Формат DNS — это в первую очередь торговля с полок. Несмотря на то что у DNS большой трафик на сайте, возможность покупки онлайн пользователям пока недоступна. Мы же предоставляем покупателям возможность делать покупки и на сайте, и в офлайне, а также работаем в разных форматах: магазинов с собственным большим складом и пунктов заказа и выдачи товара.
Александра Савина
директор управления маркетинга ЗАО "Юлмарт"