Несмотря на ожидание снижения темпов розничного кредитования в 2013 году, некоторым банкам удалось в январе–феврале выдать в магазинах Петербурга в 2 раза больше кредитов на покупку товаров (pos–кредитов) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой рост кредитования банки объясняют тем, что еще в 2012 году они увеличили число партнеров среди ретейлеров, а заемщики стали брать большие суммы в кредиты.
Двойной прирост
За январь–февраль 2013 года филиал "Санкт–Петербургский" выдал pos–кредитов в общей сложности $25,5 млн. Это в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2012 года. Объем выдач pos–кредитов Северо–Западного филиала МТС–Банка в январе–феврале составил 45,4 млн рублей против 25,5 млн рублей в январе–феврале 2012 года. При этом МТС–Банк выдает кредиты только в салонах связи МТС.
В петербургских филиалах банка "Открытие" и "Хоум Кредит" говорят, что у них выдачи таких кредитов в Петербурге за тот же период выросли на 38 и 53% соответственно по отношению к январю–февралю 2012 года.
Рост кредитования населения на покупку товаров почувствовали и ретейлеры. "В 2012 году к 2011–му рост кредитной выручки в Северо–Западном филиале составил около 31%, при этом доля кредитной выручки в товарном обороте выросла на 1,5% и составила 16,5%, — констатирует управляющий Северо–Западным филиалом компании "Евросеть" Денис Голещихин. — В 2013 году рост продолжается, и по итогам 2 месяцев доля кредитной выручки выросла еще на 1%".
По оценке компании
Frank Research Group, объем рынка pos–кредитования в России в 2012 году вырос к предыдущему году на 17,2%, до 228 млрд рублей. При этом портфель pos–кредитов в Петербурге составил 8,4 млрд рублей.
Берут больше
Как добавляет Денис Голещихин, средний чек по кредиту в 2012 году вырос по отношению к 2011–му на 21,5%, при этом сроки кредитов практически не изменились, в среднем это 6 – 7 месяцев. "Средний чек в 2013 году составил около 26 тыс. рублей, это на 35% больше по сравнению с 2012 годом, — замечает Ольга Гончарова, директор региональных продаж филиала "Санкт–Петербургский" Альфа–Банка. — В 2013 году клиенты стали активнее кредитоваться на покупку мебели и ювелирных изделий, медицинских и косметических услуг, туризм".
Праздничные займы
Банкиры говорят, что праздники 23 февраля и 8 Марта дают значительный прирост продаж товаров в кредит, однако он не дотягивает до показателей предновогодних продаж. По словам управляющего Северо–Западным филиалом МТС–Банка Дмитрия Григоровича, за 2 недели до 23 февраля кредитов выдается на 30% больше, чем за обычный месяц. Эта же ситуация повторяется и перед 8 Марта.
Как показывает статистика, в последние 3 года февраль не дает ожидаемого прироста, говорит Ольга Гончарова. Многие компании организуют на период февральско–мартовских праздников различные акции, скидки, но с новогодним бумом это не сравнить.
"В марте ситуация улучшается, но это скорее заслуга начала сезонных продаж спортивных товаров, веломототехники", — считает Ольга Гончарова.
Расширяют сеть
Как правило, ретейлеры сотрудничают с тремя – пятью банками в рамках кредитования своих покупателей. В банках отмечают, что за прошлый год они значительно нарастили число партнеров за счет единичных магазинов и мелких сетей.
"Количество партнеров банка "Открытие" по pos–кредитованию в Петербурге в 2012 году выросло на 12% по сравнению с 2011 годом, — говорит Владимир Степанов, начальник управления партнерских продаж филиала "Петровский" банка "Открытие". — Планируем, что в 2013 году рост составит еще 25%". По его словам, отраслевая структура существенных изменений не претерпела — это по–прежнему магазины, торгующие бытовой техникой, крупные торговые комплексы.
Альфа–Банк представлен в 3 тыс. торговых точках компаний–партнеров в Петербурге и Ленобласти, что почти в 2 раза больше, чем было в 2011 году. "Задача на 2013 год — увеличить этот показатель на 50%, — делится Ольга Гончарова. — Будем активно привлекать к сотрудничеству компании, продающие мебель и туристические услуги".
Как говорит Антон Селенков, руководитель дирекции "Северо–Запад" по потребительскому кредитованию банка "Хоум Кредит", дирекция в 2013 году намерена увеличить долю партнеров в сегменте "стройка", "ювелирные изделия" и "одежда" с 11 до 24% от общего числа компаний–партнеров.