Проблемы достались в наследство

Автор фото: Евгений Асмолов

Модернизация машиностроительных производств идет медленно — сказывается отсутствие средств и желания меняться.

Основной блок проблем большинства российских машиностроительных предприятий — это так называемое советское наследство, говорят эксперты. Огромные заводские территории, заточенность под выполнение оборонного заказа, морально устаревшее и изношенное технологическое оборудование. "Да, сегодня в стране запущена беспрецедентная по объемам государственная программа вооружений до 2020 года, — говорит генеральный директор ОАО "ГОЗ Обуховский завод" Михаил Подвязников. — Но, не решив коренным образом накопившихся проблем, большинство российских машиностроительных предприятий не смогут принять участие в этой программе".
Впрочем, в Петербурге дела обстоят не столь плачевно. В 2012 году промышленные предприятия города выпустили продукции на 2,5 трлн рублей, из которых более четверти приходится на транспортные средства, машины и оборудование различного назначения. Индекс промышленного производства в 2012 году вырос на 4,3% по отношению к 2011 году. Причем этот рост был достигнут преимущественно за счет машиностроения. Сегодня Петербург занимает первое место среди регионов России по производству машиностроительной продукции: на его долю приходится 9,3% всей выпущенной продукции.

Не тот уклад

Эксперты считают, что все–таки главная проблема российского машиностроения — технологическая отсталость. "В силу исторических причин промышленность в России не могла развиваться так стремительно, как в других странах", — комментирует директор Института нового индустриального развития Сергей Бодрунов. В результате российская промышленность отстала от мировой на один технологический уклад: если в мире уже VI уклад (биотехнологии, нанотехнологии, робототехника), то в России он находится в зачаточном состоянии, да и предыдущий V уклад (производство на основе микроэлектроники, новых видов энергии, информатики) есть далеко не везде.
Износ основных фондов в промышленности сегодня составляет более 40%. При этом большинство предприятий отличает слабая восприимчивость к инновациям. Но и здесь позиции Петербурга не самые плохие. "Петербург находится в числе наиболее передовых регионов в плане промышленного переоснащения", — отмечает Сергей Бодрунов. По его мнению, это связано с тем, что в городе достаточно высокий уровень развития науки. К тому же в Петербурге не добывают полезные ископаемые, что устраняет проблему структурного перекоса в экономике в сторону добывающих производств.
Сегодня один из крупнейших проектов по модернизации производства стоимостью 15 млрд рублей ведется на Обуховском заводе (см. также материал на с. 11), входящем в концерн ПВО "Алмаз–Антей". "Сносятся старые корпуса, приобретается самое современное высокоточное оборудование, создаются информационные сети, новые условия труда", — рассказывает Михаил Подвязников. Но столь масштабные инвестиции сегодня возможны только при участии государства или госкорпораций, каковой и является концерн "Алмаз–Антей".

Хороший кадр

Еще одна острая проблема отрасли — дефицит квалифицированных кадров. "Отток из промышленности в 1990–х инженерно–технических работников и рабочих среднего возраста прервал преемственность в передаче накопленного годами опыта", — комментирует Михаил Подвязников, отмечая, что более 10 лет рабочим специальностям почти никто не учил. Выходом из этой ситуации, по мнению экспертов, может стать подготовка персонала на предприятиях и заключение договоров напрямую с учебными заведениями.