Смольный планирует уменьшить сметную стоимость стадиона на Крестовском острове, возложив строительство и управление коммерческими площадями на инвесторов. "ДП" опросил ведущих девелоперов и управляющих Петербурга, чтобы узнать, есть ли шанс у стадиона стать прибыльным.
Одно из первых обещаний нового строительного вице–губернатора Петербурга Марата Оганесяна — сократить сметную стоимость строительства стадиона на Крестовском острове. В частности, Смольный решил переложить расходы по строительству коммерческих помещений стадиона на частных инвесторов.
Приглашение на стройку
Новая смета строительства стадиона сейчас находится на согласовании в Главгосэкспертизе. "Все поправки и замечания Счетной палаты и Главгосэкспертизы устранены, и в ближайшую неделю–две проект выйдет с положительным заключением", — заверил во время вчерашнего обхода стадиона Роман Складнев, управляющий Фондом капстроительства и реконструкции Санкт–Петербурга (организация, подведомственная комитету по строительству, заказчик объекта).
Стоимость строительства будет существенно ниже 44 млрд рублей — суммы, на которую город ориентировался ранее, заявил Марат Оганесян. По словам Романа Складнева, руководство города приняло решение о том, что строительство коммерческих помещений стадиона будет финансироваться из внебюджетных источников. Каким образом будет вестись сотрудничество с инвесторами, чиновник не уточнил. Зато известно, что площадь подтрибунных помещений нового стадиона составит около 70 тыс. м2. Одним из возможных инвесторов во время осмотра стадиона был назван "Газпром". Однако никаких окончательных соглашений с монополистом по этому вопросу пока не заключено.
На фото: Свалка снега в парке на Крестовском острове перед строящимся стадионом Зенит-Арена.
В пресс–службе "Газпрома" рассказали, что компания пока не ведет переговоров со Смольным по этому вопросу.
"Такое финансирование было бы для нас непрофильным, однако оно возможно. Надо смотреть и считать, может быть, "Зениту" это было бы интересно, если эти помещения в дальнейшем будут отданы на его баланс", — рассказали в департаменте по информационной политике ОАО "Газпром".
Ценные метры
Стоимость строительства подтрибунных коммерческих помещений без отделки, но с учетом подведенных коммуникаций вице–президент генподрядной компании STEP Юрий Иоффе оценивает в $500–1000 за 1 м2.
Консультанты
АРИН
считают, что оптимально было бы привлечь отдельного девелопера, который бы финансировал и в дальнейшем управлял коммерческими площадями. Брокеры уверены, что с точки зрения арендаторов эти площади были бы интересны для рестораторов, фастфуда, магазинов спортивной одежды и атрибутики. Возможно также размещение там гостиницы.
А вот председатель совета директоров "Адаманта" Дилявер Меметов (компания — один из крупнейших собственников коммерческой недвижимости в Петербурге) сомневается в успешности коммерческой составляющей проекта. "Я не понимаю сути этого проекта, непонятно, кто будет выступать покупателями. Болельщики приходят на стадион болеть, а не покупать себе шмотки", — уверен он.
"Этот объект сам по себе знаковый, и коммерческая составляющая в нем однозначно будет успешной: будут приличные арендаторы — будет устойчивый поток, — не согласен Владимир Вишневский, управляющий директор "ВТБ Капитал". — Есть только один риск — того, в какие сроки и как объект будет введен".
Половинная готовность стадиона
Подрядчики и заказчики в один голос уверяют, что переносов сроков строительства стадиона больше не произойдет и поле встретит чемпионат мира — 2018 в полной готовности. "Уверен, что сроки окончания строительства переносить не будут. У меня есть большой опыт кризисного управления подобными объектами", — отметил Марат Оганесян.
Официальная дата завершения строительства стадиона для "Зенита" — 20 октября 2015 г. Сейчас конструкция чаши сооружения выполнена на 50%, мост над выкатным полем — на 96%, ферма внешнего контура — на 75%, металлоконструкции выкатного поля — на 50%.
“
Безусловно, это перспективные помещения с точки зрения коммерческой деятельности. Наверняка этот стадион будет использоваться не только "Зенитом" в качестве футбольного (хотя и это уже серьезное наполнение), но и для проведения других массовых мероприятий. Мировой опыт показывает, что коммерческие помещения на стадионах, в том случае если хорошо продумано их расположение и функционал, пользуются популярностью. Так что предложение интересное, и покупатели и арендаторы на подобные помещения найдутся обязательно. Но предметно говорить об этом можно будет только после утверждения проектно–сметной документации, в которой будет зафиксировано, что же там в конце концов построят.
Арсений Васильев
Генеральный директор "Унисто Петросталь"