В Петербурге насчитывается 40 операторов, работающих в сегменте b2b, причем их количество понемногу сокращается.
Лидерами по охвату бизнес–центров в Петербурге являются представители "большой тройки" ("МегаФон", "ВымпелКом", МТС), которые ранее скупили альтернативных операторов связи и тем самым получили доступ во многие офисы. Наиболее заметные представители второго эшелона: "ОБИТ", "Северен Телеком", "ВестКолл", "Смарт Телеком" и др. Кроме них в этом сегменте представлены небольшие домовые сети и "карманные" операторы связи в отдельных БЦ.
Консолидация рынка отчасти привела к тому, что стоимость услуг операторов стабилизировалась. "Последние несколько лет тарифная политика операторов связи достаточно сбалансирована. Уже нет серьезного демпинга, тарифы операторов приблизительно одинаковы. Есть отдельные объекты, где ценовое предложение чуть ниже рынка по причине сильной конкуренции в БЦ либо воздействия администрации, устанавливающей такие правила", — комментирует представитель Северо–Западного региона ОАО "ВымпелКом" Мария Балутина.
Основными конкурентными преимуществами компаний в такой ситуации являются высокая скорость реакции на запрос клиента, оперативность подключения услуг, дополнительные возможности оператора, удобство обслуживания, развернутая кабельная сеть.
Трафик растет
Эксперты говорят о растущих запросах бизнеса к составу и качеству предоставляемых услуг. "Кроме высокоскоростного доступа в Интернет и цифровой телефонии корпоративным клиентам часто нужны: каналы передачи данных для построения корпоративных сетей, виртуальные сервисы, например виртуальная телефонная станция, системы видеонаблюдения с доступом через веб–интерфейс, услуги дата–центра", — перечисляет Виталий Зарковский, директор по корпоративному бизнесу InterZet.
В МТС считают, что интегрированные телекоммуникационные решения, в том числе конвергентные сервисы, которые объединяют возможности мобильного и фиксированного бизнеса, становятся в условиях насыщенного рынка одним из весомых факторов, влияющих на выбор оператора клиентом. Так, за прошедший год подключение корпоративными клиентами конвергентных услуг МТС выросло более чем в 2 раза.
По мнению Павла Попечителева, руководителя коммерческого отдела СПб филиала "ВестКолл", будущее за комплексностью услуг, и этому тренду сегодня стараются следовать все успешные операторы.
Рынок переездов
Новых корпоративных абонентов появляется немного, невелико и количество вновь вводимых бизнес–центров, поэтому борьба за клиентов будет ужесточаться, убеждены участники рынка.
"Большая часть наших новых клиентов — это компании, ранее пользовавшиеся услугами других операторов. Сегодняшний рынок — это рынок переездов клиентов и переключений между операторами", — говорит Мария Балутина. По ее словам, усиление конкуренции становится особенно заметно в точечных БЦ при смене собственника, управляющей компании, открытии новых площадей и т. п.
Вариантов входа в БЦ у операторов несколько: открытые либо закрытые конкурсы или тендеры, сотрудничество с застройщиками, ранее реализованные проекты с управляющей компанией и девелоперами, миграция якорного арендатора, рекомендации партнеров.
"Чаще всего операторы связи приходят к владельцу БЦ с комплексным предложением. Предложение включает в себя не только полный пакет услуг связи для арендаторов, но и сервисы, необходимые для эксплуатации самого бизнес–центра, а также привлекательную агентскую схему сотрудничества", — рассказывает Павел Попечителев. При этом стоимость нахождения операторов в данных объектах в последнее время растет вместе с аппетитами управляющих компаний, добавляет Виталий Зарковский.
По прогнозам генерального директора универсального оператора связи "ОБИТ" Андрея Гука, объем рынка телекоммуникационных услуг для БЦ в текущем году вырастет на 5 – 10%. "В 2013 – 2014 годах анонсируется открытие крупных объектов, например "Невской ратуши", больших бизнес–центров на Синопской наб., на Московском пр.
Вообще сейчас активно строится деловая недвижимость классов А и В. Поэтому и рынок связи для БЦ ждет рост, во–первых, за счет увеличения деловых площадей в городе, а во–вторых, за счет увеличения потребления Интернета, которое наблюдается перманентно. Поскольку появляется все больше новых технологий и возможностей, то абонентам постоянно нужен все более быстрый Интернет в больших объемах", — видит потенциал для роста рынка Андрей Гук.