Рынок замороженных мясных полуфабрикатов стабилизировался и больше не сулит сверхприбылей, однако по–прежнему привлекает новых игроков, число которых только в Петербурге превышает 100 компаний.
За последние полгода на рынок замороженных мясных полуфабрикатов вышло сразу два крупных игрока. Владеющая сетями магазинов "Семья" и "Идея" компания "Интерторг" стала продавать пельмени и котлеты собственного производства, которое с февраля работает в Колпино. А Хладокомбинат № 1 занялся дистрибуцией мясных полуфабрикатов своих партнеров.
Диверсификация мороженщиков
Объем российского рынка замороженных полуфабрикатов в 2012 году, по оценкам экспертов, составил около 2 млн т готовой продукции, ежегодный рост — 5–7%.
С учетом мелких локальных производителей в Петербурге работает более 100 игроков.
Основные игроки на петербургском рынке — холдинг "Талосто", компания "Петрохолод — пищевые технологии", местные заводы "Морозко" и "Равиоли".
При этом "Талосто" и "Петрохолод", как и Хладокомбинат №1, занимают хорошие позиции на рынке мороженого. Спрос на эту продукцию подвержен сезонным колебаниям, и продажа мясных полуфабрикатов позволяет компаниям справиться с этим явлением.
Партнерский подряд
Хладокомбинат №1 пока не имеет собственного производства такой продукции, зато мясные полуфабрикаты давно выпускает его владелец — эстонская компания Premia Foods. На первых порах комбинат будет заниматься дистрибуцией ее продукции, а также продавать полуфабрикаты из Казахстана ("Павлодарский смак") и пельмени, котлеты, колбаски концерна "Детскосельский".
Реализация идет через небольшие местные сети: "Кир 24", "Морковь", "Реалъ — свежие продукты". "Компании есть что предложить партнерам: собственная розница, налаженная дистрибуция, мы планируем заключить контракты еще с тремя производителями", — говорит Василий Милюков, коммерческий директор Хладокомбината № 1. Цель компании — занять 3% на местном рынке замороженных полуфабрикатов. В планах компании — разработка и продажа собственного продукта.
"Интерторг" уже имеет широкую линейку собственных продуктов, что должно облегчить вывод новых брендов. Помимо "заморозки" компания производит салаты и соленья, копченые мясные полуфабрикаты и продает их через свои магазины. Общий объем выпуска — не менее 20 т ежедневно, инвестиции в проект — около 70 млн рублей.
Охлажденное будущее
Эксперты отмечают, что игроки выходят на высококонкурентный рынок.
"Из–за большой конкуренции продвигать новые бренды сложно, но, несмотря на это, с каждым годом появляются все новые и новые производители", — отмечает Наталия Гажонова, представитель ЗАО "Качественные продукты" (лидер российского рынка замороженных продуктов).
Рынки Москвы и Петербурга, жители которых активно интересуются новинками, привлекают новых игроков прежде всего своими масштабами. Однако производителей уже так много, что о сверхприбылях говорить не приходится.
Ярмо Линдхольм, исполнительный вице–президент "Атриа Россия", уверен, что ставку следует делать на охлажденную продукцию. Длительный срок хранения делает заморозку незаменимой для ресторанов и кафе, но для домашнего потребления более удобны охлажденные продукты. По его данным, в Западной Европе на эту категорию приходится около 20% ассортимента продуктовых магазинов, в России — 1–2%.