Цель правительства РФ повысить к 2020 году долю источников возобновляемой энергии в энергобалансе до 4,5% вряд ли будет выполнена, полагают эксперты.
На данный момент доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе России, даже по самым оптимистичным оценкам экспертов, не превышает 1%. В мире же альтернативная энергетика становится все более востребованной и обеспечивает примерно 8,2% потребления электроэнергии.
Главным препятствием на пути к достижению заветных 4,5% служит несовершенство законодательной базы. Некоторые участники рынка и эксперты сходятся на том, что оптимальным решением проблемы станет введение договоров поставки мощности (ДПМ), по которым генератору до начала эксплуатации объекта ВИЭ будет оплачиваться обоснованная с экономической точки зрения стоимость вводимой мощности. Заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев считает, что заметные положительные изменения проявятся в России только с введением тарифа, гарантирующего покупку энергии по завышенной стоимости, который наконец приведет к окупаемости проектов зеленой энергетики. "Для России 4,5% — примерно 50 млрд кВт•ч, это равносильно тому, чтобы Ленинградская область вместе с Петербургом перешли бы на ВИЭ. Без тарифа, гарантирующего окупаемость, подобные показатели совершенно невозможны", — заключает Сергей Кондратьев.
Пилотные проекты
Хотя генерация ВИЭ в России находится в зачаточном состоянии, появляются единичные проекты, на успех которых можно надеяться. Так, например, осенью 2014 года на мусорном полигоне Новоселки рядом с Петербургом компания "ТДФ Екотех" построит станцию дегазации, преобразующую свалочный газ в электрическую и тепловую энергию. Стоимость проекта оценивается в 9–10 млн евро. Финансирование осуществляется за счет европейских экологических фондов. Выработанная станцией электроэнергия будет поставляться компании "Санкт–Петербургские электрические сети", пояснил директор петербургского отделения швейцарской компании Ecotech Андрей Созинов.
Малая гидроэнергетика
Местные возобновляемые гидроресурсы активно используются во многих развитых странах и считаются одними из наиболее экономически надежных и эффективных ВИЭ, однако российская энергетика в этом направлении заметно отстает. Заместитель управляющего директора ЗАО "Норд Гидро" Владимир Романчук отмечает основные преимущества малой гидрогенерации. Это снижение потерь в электросетях (строящиеся МГЭС можно максимально приблизить к конечным потребителям электроэнергии). Кроме того, повышение надежности энергоснабжения: в ряде случаев МГЭС могут работать в режиме сезонного регулирования, за счет накопления паводковых вод в водохранилищах. "Норд Гидро" строит на территории Ленинградской области МГЭС "Нижнеоредежская" установочной мощностью 930 кВт. В сентябре 2011 года компания запустила гидроэлектростанцию "Ляскеля" в Республике Карелия.
Ветры перемен
По оценке Всемирной ассоциации ветроиндустрии (WWEA), лидерами ветроэнергетики являются Китай, США, Германия, Испания и Индия, вместе представляя 74% мировой мощности. Однако, по словам президента российской Ассоциации ветровой индустрии Игоря Брызгунова, Россия имеет огромный потенциал в данной области и привлекательна для инвесторов, уже вкладывавших деньги в подобные проекты за рубежом. "Для большой ветроэнергетики, где ветрогенераторы применяются для поставок энергии на оптовый рынок, Северо–Запад очень интересен, — полагает он. — Хороший ветер, развитые сети, наличие территорий, удобных для размещения генераторов, делают Ленинградскую область и Петербург привлекательными для такого бизнеса. Крупные ветропарки интересны и в качестве блок–станций при предприятии, когда его затраты на энергию слишком велики".
Игорь Брызгунов отмечает, что на небольшие ветрогенерирующие установки в Северо–Западном регионе также имеется спрос, они используются в частных домовладениях и фермерских хозяйствах. Объясняется это дорогим подключением для потребителей. Цена ветрогенератора для небольшого фермерского хозяйства составляет 2–5 млн рублей, срок его окупаемости — примерно 10 лет. По словам Игоря Брызгунова, ветроэнергетика не претендует на то, чтобы замещать традиционные источники энергии, такие как газ и нефть. Но технологическая специфика ветроэнергетических систем такова, что они в состоянии занять до 20% мощности всей сети.