"Деловой Петербург". Основным претендентом на строительство первого участка платной трассы Москва-Петербург станет компания, аффилированная с Геннадием Тимченко

В ближайшие месяцы будет выбран концессионер для строительства 1–го участка скоростной трассы Москва–Петербург стоимостью 90 млрд рублей. "ГорКапСтрой", аффилированное с Геннадием Тимченко, срочно открывает офис в Петербурге. Компанию называют основным претендентом на этот подряд.

Впервой половине этого года группа компаний "Автодор" планирует объявить конкурс на строительство платной скоростной автомобильной дороги М–11, которая свяжет две столицы. Протяженность первого участка от Петербурга до Чудовского района Новгородской области составит 141 км (684–543 км трассы). Завершить строительство дороги планируется к 2018 году.
"Начальный объем инвестиций концессионера по данному участку определит правительство РФ", — говорят в "Автодоре", отмечая, что сумма контракта, скорее всего, будет около 90 млрд рублей. В Новгородской области новая автодорога будет содержать четыре полосы движения, а в Ленинградской — от четырех до шести. Участок, проходящий по Ленобласти (38 км), ранее оценивали в 35 млрд рублей.
Группа компаний "Автодор" уже выделила 2,8 млрд рублей на подготовку территории и изъятие земель для строительства участка от Петербурга до Тосно (646 – 684 км).
В 2011 году был проведен конкурс на подготовку земель, в котором победило ООО "Северо–Западное строительство". Оно должна подготовить территорию к декабрю 2013 года.
"Все вопросы по строительству этого участка трассы согласованы и отработаны, вплоть до выкупа земли у фермеров", — заявил глава администрации Тосно Владимир Дернов.

Риски на государстве

С победителем конкурса будет заключен контракт жизненного цикла — он получит участок дороги в управление на 25 – 30 лет. Управляющий несет эксплуатационные расходы, выполняет текущий и капитальный ремонт дороги. Возможно, концессионер получит право на освоение придорожной инфраструктуры — строительство заправок, мотелей, заведений общественного питания, стоянок для грузовиков.
"Пока в договоре этого не предусмотрено, но, возможно, будет сделано путем оформления дополнительных соглашений", — пояснили в ГК "Автодор". Причем в данном случае концессионер, заключив контракт, почти ничем не рискует. "Риск спроса на дорогу в этой схеме полностью на государстве. Концессионер не участвует в сборе платы за проезд. Он строит и эксплуатирует трассу, а государство ему оплачивает капитальные затраты по строительству и эксплуатации", — объясняет управляющий партнер юридической фирмы "Качкин и партнеры" Денис Качкин.

Претенденты

Одним из претендентов на строительство дороги может стать известный российский олигарх Геннадий Тимченко, сделавший состояние в $14 млрд на торговле нефтью и нефтепродуктами.
В последнее время Геннадий Тимченко активно инвестирует средства в компании, занимающиеся инфраструктурным строительством. В прошлом году он заявлял о планах создать крупнейшую строительную группу в России. И с тех пор активно скупает дорожно–строительные компании — приобрел 25% плюс 1 акция (и получил опцион на увеличение пакета до контрольного) крупнейшего московского дорожностроительного холдинга "АРКС" с портфелем заказов более чем на 100 млрд рублей. Затем структуры олигарха купили 25% УСК "Мост" (головная компания московской группы "Мост", строит железнодорожные пути, метро, мосты и тоннели).
А в конце прошлого года подконтрольное Геннадию Тимченко ОАО "Стройтрансгаз" приобрело 25% акций (и опцион на выкуп еще 25% акций в течение 2 лет) московского проектно–строительного бюро "ГорКапСтрой", созданного в 2006 году основателем группы "АРКС" Александром Лавленцевым (его сын Владимир Лавленцев в прошлом — заместитель руководителя управления экономического развития в строительной отрасли правительства Москвы, а сейчас — председатель совета директоров АРКС). "ГорКапСтрой" — проектная организация, занимается техническим надзором за строительством дорог, городских инженерных коммуникаций, мостов и т. д.

Новые игроки

Как стало известно "ДП", со дня на день "ГорКапСтрой" откроет офис в Петербурге. Она арендовала 550 м2 в новом корпусе БЦ "Сенатор" на 17 – 18–й линиях В.О. Управляющий директор сети бизнес–центров "Сенатор" Дмитрий Золин подтвердил, что сделка закрыта в начале марта. "Мы намерены участвовать в крупном инфраструктурном тендере, который в ближайшее время объявят. И рассчитываем в нем победить. Мы входим в пятерку крупнейших российских компаний, которые занимаются инфраструктурными проектами. И в этом году намерены стать № 1 в России", — заявил представитель московской компании. Но от дальнейших пояснений отказался.
Петербургские дорожные строители пояснили, что городская администрация не планирует в ближайшее время разыгрывать крупные инфраструктурные проекты и, скорее всего, речь идет о трассе М–11, руководить строительством участков, примыкающих к Северной столице, удобнее из Петербурга, чем из Москвы. К тому же в Москве дефицит инженерных кадров. "А в Петербурге они есть и могут работать удаленно, обслуживая в том числе московские проекты", — говорит представитель "ГорКапСтроя".
По его словам, в петербургском офисе компании будет работать 80 человек. В Москве у фирмы два офиса и штат в 200 человек, которые работают над 130 проектами, преимущественно в Москве и Московской области. Портфель заказов компании превышает 40 млрд рублей.

Влияние дороги

Эксперты полагают, что улучшение транспортной доступности положительно скажется на количестве и стоимости девелоперских проектов в окрестностях Тосно. Они проводят аналогию с КАД, в окрестностях которой после утверждения Генплана земля подорожала в разы. "Дороги, особенно участки съездов с них (на участке 8 будет минимум два съезда. — "ДП"), — катализатор для строительства. В районе Тосно наверняка активней начнут строить массовое жилье. Но прибавления коттеджных поселков ждать не стоит. Они тяготеют к более уединенным территориям", — говорит Марина Агеева из "ПулЭкспресс". "Покупателям земли под коттеджи интересна зона 30–40–минутной доступности до города. Тосно туда попадет. Так что интерес со стороны девелоперов будет", — не согласен генеральный директор ГК "Новый Петербург" Андрей Вересов.
В свою очередь, Максим Соболев, директор по коммерческой недвижимости ЗАО "ЮИТ Лентек", прогнозирует развитие в окрестностях трассы М–11 промышленных производств и придорожной торговли.
"Что же касается логистических комплексов, то для складов плечо в 60 км великовато. Вся логистика старается работать поближе к городам", — говорит он.
Понятно, что сегодня в Сочи и на Дальнем Востоке высвобождаются мощности для строительства инфраструктуры и их надо куда–то перенаправить. Но у нас в регионе мощности тоже есть. И мне очень интересно, как город будет вести себя в сложившейся ситуации: будет ли лоббировать интересы местных строителей инфраструктуры на региональном рынке? В целом появление скоростной магистрали благоприятно отразится на развитии региона. Инвестиционная привлекательность возникает там, куда бизнес может легко добраться. В рост пойдут и жилье, и промышленная инфраструктура.
Кирилл Иванов
Платная дорога должна обладать какими–то преимуществами, чтобы у людей был смысл ею пользоваться, например, более короткий маршрут или меньшее время в пути. А фактически новая дорога между Петербургом и Москвой будет платным дублером существующей трассы, правда, более высокого качества. Но она не будет короче и по ней не доедешь до Москвы значительно быстрее. Конечно, если существующую трассу перестанут ремонтировать, то выбора не останется, придется ехать по платной. Просчитать потенциальный спрос на новую дорогу сейчас невозможно, так же как и экономический эффект от нее.
Руслан Кисс