В Петербурге разгорелся конфликт между двумя крупнейшими российскими операторами проводного доступа в Интернет — "Ростелекомом" и "ЭР–Телекомом", в ходе которого последний потерял десятую часть своих абонентов.
Как стало известно "ДП", причиной противоречий между ведущими игроками местного рынка проводного доступа в Интернет стала ревизия кабельного хозяйства, которую местное отделение "Ростелекома" решило провести в преддверии смены руководства в головном офисе компании. В результате часть проводов "ЭР–Телекома", судя по всему, оказалась перерезана, что могло стать причиной проблем со связью, которые испытали несколько тысяч абонентов оператора.
По оценкам экспертов "ДП", в условиях сильной конкуренции на рынке это могло стоить "ЭР–Телекому" до 10% абонентской базы. Участники рынка обеспокоены тем, что подобные ситуации могут возникнуть и в других регионах, поскольку "Ростелеком" контролирует подземные коммуникации не только в Петербурге, но и по всей России, а игроки на местах вынуждены согласовывать с ним доступ в телефонную канализацию.
Мартовское обострение
В конце марта несколько тысяч петербургских абонентов "ЭР–Телекома" испытали проблемы со связью. Как сообщил "ДП" анонимный источник в "ЭР–Телекоме", в период с 18 по 25 марта были повреждены волоконно–оптические линии, расположенные в телефонной канализации, принадлежащей "Ростелекому".
Читайте также:
«ЭР-Телеком» повышает цены
По версии участников рынка, обрывы на сети "ЭР–Телекома" происходят с начала 2013 года. По данным агентства "Рустелеком", база компании в Петербурге за I квартал сократилась на 6,5 тыс. абонентов, до 68,5 тыс., то есть на 9%, хотя прежде оператор показывал неуклонный рост. Директор петербургского филиала ЗАО "ЭР–Телеком Холдинг" Сергей Толстограев все отрицает: и отключение кабеля, и сокращение базы. "Такое бы мне и в страшном сне не приснилось!" — говорит он. По словам Сергея Толстограева, у "ЭР–Телекома" сейчас более 100 тыс. активных абонентов в Петербурге.
Однако данные сайта liveinternet.ru (ведет статистику интернет–ресурсов) подтверждают выводы экспертов. В "Ростелекоме" же прямо объясняют, что в 2012 году провели инвентаризацию линейно–кабельных сооружений (провода в канализации) и выявили большое количество нелегально проложенных кабелей. С 1 декабря компания начала устранять нарушения.
Показательная порка
По мнению участников рынка, основной удар пришелся по "ЭР–Телекому" не случайно.
По количеству абонентов пермский "ЭР–Телеком" — второй после "Ростелекома" оператор на российском рынке широкополосного доступа в Интернет для частных лиц. Компания подконтрольна вице–президенту ОАО "Лукойл" Андрею Кузяеву, который находится на 124–м месте в российском списке Forbes за 2012 год с состоянием $0,8 млрд. Также в акционерах фонд Baring Vostok Capital Partners, инвестировавший в "Яндекс", "1С", "Авито.ру", "СТС медиа".
"ЭР–Телеком" добился лидерства в ряде крупных городов (Омск, Самара, Тюмень, Пермь и другие) благодаря агрессивной маркетинговой политике. В Петербурге оператор начал подключать абонентов в конце 2010 года, используя настойчивую агитацию с участием большого количества агентов, что сразу вызвало недовольство со стороны других участников рынка.
"Оператор не стесняется в средствах. Возможно, это не очень хорошо с позиции этики, но с точки зрения бизнеса к ним не придерешься", — отмечает президент провайдера NWLink Константин Ржевкин.
Выдача разрешения на доступ в канализацию "Ростелекома" — столь долгая и хлопотная процедура, что претензии можно предъявить почти любому оператору. "Мы и сами пострадали от инвентаризации "Ростелекома", — признает Георгий Юн, директор по развитию "ПиН Телеком" (бренд "Эт Хоум"). — Но только один раз и не сильно. А вот к "ЭР–Телекому" нареканий, видимо, много. Думаю, его решили показательно выпороть". Если "Ростелекому" удастся воздействовать на "ЭР–Телеком", то через год–два государственный оператор закрутит гайки и для других конкурентов, считает Георгий Юн.
Симметричный ответ
Через 3 дня после мартовского инцидента "ЭР–Телекому" удалось справиться с проблемой, договорившись с другими операторами, в частности, с крупным провайдером InterZet, об использовании их каналов связи.
"Действия "Ростелекома" совершенно недопустимы, — возмущается генеральный директор InterZet Дмитрий Анчунов. — Если у него есть какие–то претензии, он должен обращаться в суд, а не заниматься самоуправством".
По оценке Дмитрия Анчунова, часть абонентов "ЭР–Телекома" успела перейти к InterZet и другим операторам. Если раньше для потребителей сбои в работе Интернета были нормой, то сейчас клиент не готов ждать и быстро меняет провайдера, убеждены в компании.
"Ростелеком" обладает такими ресурсами, что взаимодействие с ним неизбежно для каждого оператора связи в городе. Участники рынка стараются поддерживать с ним ровные отношения. По всей видимости, "ЭР–Телекому" это не удалось.
"Еще в конце 2012 года на мероприятии "Ростелекома" представитель "ЭР–Телекома" интересовался, почему им не предоставляют номерную емкость и не дают размещать оборудование на территории АТС", — припоминает генеральный директор оператора "Комфортел" Дмитрий Петров.
Эксперты рынка говорят, что поведение "ЭР–Телекома" подтолкнуло "Ростелеком" к агрессивному маркетингу в Петербурге, но не исключено, что он использует этот подход и в других регионах.
"Госоператор хочет пересмотреть принцип продажи услуг, например, активнее использовать агентов, — говорит генеральный директор "Рустелекома" Юрий Брюквин. — Это может привести к тому, что другим крупным игрокам тоже придется активизироваться в продажах".
По данным "Рустелекома", весь прошлый год база "Ростелекома" как минимум стагнировала. Сейчас одна из главных задач оператора — не упустить столь важный рынок.