"Деловой Петербург". Городской рынок перевозок детей может полностью перейти ГУП "Пассажиравтотранс"

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Частные пассажирские перевозчики подозревают, что чиновники Смольного пытаются вытеснить их с рынка детских перевозок объемом 350 млн рублей в год, чтобы упрочить позиции ГУП "Пассажиравтотранс".

Как стало известно "ДП", Смольный рекомендовал петербургским школам пользоваться для перевозки детей услугами городского ГУП "Пассажиравтотранс". Чиновники объясняют это заботой о безопасности детей. Частные перевозчики уверены, что их решили потеснить, используя административное давление. В итоге рынок детских перевозок города, который оценивается в 350–400 млн рублей в год, с подачи петербургской администрации может отойти "Пассажиравтотрансу".

Подведомственный перевозчик

Частные перевозчики отмечают, что ситуация на рынке заказных перевозок накалилась сразу после трагических событий в Вологодской области, когда в автомобильной катастрофе пострадали воспитанники петербургского детдома.
Сразу после аварии, которая произошла 28 марта, автобусные компании стали получать отказы от школ и детских учреждений, с которыми у них были заключены договоры. Одновременно стало известно о существовании письма комитета по транспорту Петербурга, датированного 15 марта (есть в расположении редакции "ДП"), в котором чиновники указывают, что "Пассажиравтотранс" имеет массу преимуществ перед частными перевозчиками. Например, по данным комитета, это единственное предприятие, у которого есть сертификаты и документы, разрешающие перевозку детей. Письмо подписано главой комитета Станиславом Поповым, который с 1999 по 2003 год работал в ГУП "Пассажиравтотранс", курируя управление городского заказа этого унитарного предприятия. В комитете по транспорту рассказали, что документ был направлен в комитет по образованию и районные администрации, уточнив, что он носит рекомендательный характер.
"В случае заинтересованности образовательное учреждение может обратиться к этому перевозчику", — объяснили в пресс–службе. В комитете по образованию вчера комментарии получить не удалось. В СПб ГУП "Пассажиравтотранс" сообщили, что в курсе смольнинской инициативы.
"В 2010 году мы закупили 19 автобусов, предназначенных для перевозки детей. Есть еще 20 автобусов для заказных перевозок, соответствующих требованиям безопасности в части бортового оборудования, наличия специальных ремней", — рассказали в компании. В ГУП отметили, что в 2012 году перевезли 32 тыс. детей, но готовы перевозить около 1 тыс. детей в день.

Объединились

Почувствовав давление со стороны администрации города, 82 предприятия, занимающихся заказными перевозками в Петербурге и области, в автопарке которых в общей сложности 600 автобусов, экстренно создали Ассоциацию перевозчиков заказных автобусных перевозок Петербурга. Предприниматели уверены, что комитет по транспорту выбрал неподходящий случай, чтобы пролоббировать интересы ГУП "Пассажиравтотранс", и обвиняют чиновников в давлении на образовательные учреждения. При этом они указывают на то, что автобус, попавший в аварию, принадлежал не частной компании, а был собственностью детского дома. "Тем не менее ряд руководителей районных администраций запретили любые перевозки групп детей до особого распоряжения либо требуют предоставить несуществующие в природе лицензии на перевозку детей, медицинские справки водителей суточной свежести, личную фотографию водителя для определения его национальности и т. д.", — утверждают в ассоциации.

Лакомый кусок

Доходы от перевозки детей составляют примерно 30% от оборота петербургского рынка заказных перевозок. Частные перевозчики оценивают их в 350–400 млн рублей в год. На обслуживании детских групп специализируются около 30 частных компаний. "В течение месяца каждый класс выезжает на экскурсию в город или другой регион 1–2 раза, — поясняет председатель Ассоциации перевозчиков заказных автобусных перевозок Андрей Козырев. — К этому можно прибавить новогодний туризм, поездки на различные мероприятия. В итоге в течение девяти учебных месяцев оборот рынка автоперевозок достигает 15–20 млн рублей в месяц. Самое активное время наступает летом — время доставки детей в лагеря, поездок из Петербурга в другие регионы и наплыва гостей из других городов. В это время оборот достигает 65 млн рублей в месяц".
По оценкам Андрея Козырева, сейчас рентабельность заказных перевозок составляет около 10%, однако после указаний комитета по транспорту она может упасть до 7%. Также частные перевозчики отмечают, что до сих пор попытки государства конкурировать с частниками на рынке пассажирских перевозок заканчивались неудачно. Так, автобусный перевозчик ОАО "Леноблпассажиравтотранс", выигравший в 2011 году тендеры на обслуживание 50 маршрутов в нескольких районах области, проходит процедуру банкротства. Предприятие задолжало кредиторам 20 млн рублей. В итоге правительство Ленобласти продало 74,99% своего пакета холдингу "Питеравто".