Вице–губернатор Петербурга Василий Кичеджи заявил, что городу нужна единая унитарная управляющая компания в сфере ЖКХ. По его словам, ей надо передать дома, которые находятся в обслуживании у жилкомсервисов (ЖКС) и других управляющих компаний, полностью или частично принадлежащих городу. "ДП" исследовал этот рынок, который власти называют "псевдорынком". Оказывается, основные долги перед монополистами плодят как раз государственные жилкомсервисы.
Вице–губернатор заявил, что он не призывает ликвидировать рынок жилищных услуг. Но, по его словам, это не настоящий, а "псевдорынок, значит, придется возвращаться к советским временам".
Как сообщил первый заместитель председателя жилищного комитета Денис Шабуров, предложения о реализации унитарной идеи должны быть подготовлены комитетом к концу апреля. Рассматривается три варианта: создание единой УК как самостоятельной организации либо на базе ГУП "ТЭК" или ГУП "Водоканал".
Василий Кичеджи пообещал "не вытеснять с рынка" частные УК, хотя большинство компаний, по его словам, работают плохо.
Оба упомянутых монополиста не против заняться управлением жильем. Правда, в "Водоканале" отказались комментировать эту идею, заявив, что у ГУП есть свое видение того, как улучшить работу с конечными потребителями. Сейчас "Водоканал" готовит свои предложения для Смольного.
В ГУП "ТЭК" сообщили, что уже послали губернатору письмо с изложением бизнес–плана по управлению жильем.
Инициативой Василия Кичеджи заинтересовался и глава Санкт–Петербургского УФАС Александр Беляев. Он уже направил губернатору Георгию Полтавченко запрос с предложением разъяснить эту инициативу. Александр Беляев также предупредил губернатора, что идея создания единой УК противоречит антимонопольному и жилищному законодательству.
Рынка не будет
Жилкомсервисы в Петербурге появились в 2004 году вместо советских жилищно–эксплуатационных контор. Сначала все ЖКС были государственными ОАО. Потом город продал часть их акций, а ОАО преобразовали в ООО.
По данным Санкт–Петербургского УФАС, доля полностью частных УК (их в городе 111) — 21% рынка, с частичной долей города (43 компании) — 77%, муниципальных (четыре организации) — 2%. Правда, этот анализ был проведен УФАС в 2011 году, но, как отмечают участники рынка, с тех пор значительных изменений в расстановке сил не произошло. Сами же они более свежей аналитикой не располагают.
Представители частных УК опасаются, что новое жилищное ГУП вытеснит их с рынка. "Город установит минимальные тарифы на жилищно–коммунальные услуги, по котором частные компании просто не смогут работать, а государственная, дотируемая из бюджета, сможет. Конечно, собственники выберут компанию, которая выставляет низкую квартплату, мы не сможем конкурировать с государством", — прогнозирует развитие событий руководитель одной из частных компаний, пожелавший остаться неназванным.
Заместитель генерального директора УК "ПромИнвест" Дмитрий Стригуненко считает, что монополизация рынка приведет к снижению качества услуг. Он поясняет, что предъявить претензии частной УК проще, чем государственной, так как частники держатся за каждый дом, находящийся у них в управлении.
Для госкомпаний расстаться с недовольными их работой жильцами не проблема, так как они управляют очень большими объемами жилфонда. Да и сменить государственную УК не просто: другая фирма не придет работать в район, где у нее нет представительства, только из–за одного дома. В управлении частных УК, как правило, всего несколько домов, сосредоточенных в одном квартале, так что перемещать ресурсы в другую часть города частникам невыгодно.
Руководители жилкомсервисов соглашаются комментировать смольнинские идеи только на условиях анонимности. Опрошенные "ДП" представители ЖКС относятся к этим идеям отрицательно. Во–первых, из–за огромного числа проверок, которым постоянно подвергаются госструктуры. Во–вторых, у частных компаний гораздо больше свободы в управлении финансами. "У госпредприятий нет возможности ни распоряжаться прибылью или полученной экономией, ни стимулировать сотрудников премиями. Например, чтобы привлечь нормальный технический персонал, я могу платить людям чуть больше. А как директор ГУП я повысить зарплату не смогу", — говорит руководитель одного из ЖКС.
Как считает генеральный директор УК "13–й квартал" Владимир Барановский, технически провести реорганизацию будет сложно: "По Жилищному кодексу, если собственники жилья на общем собрании выбрали способ управления своим домом, то сменить его или заменить одну управляющую компанию на другую могут только они сами. Для этого нужно, чтобы за это проголосовало общее собрание собственников. Не факт, что они проголосуют за государственные УК".
Впрочем, другие участники рынка напоминают, что многие собственники жилья даже не знали, что в их домах проходили собрания, на которых были выбраны в качестве управляющих компаний жилкомсервисы.
В собственности у города до сих пор находится довольно большая доля жилья (по старому фонду, особенно в историческом центре, — 20 – 50%). Так что для принятия решения большинством голосов на общем собрании нужно заручиться лишь согласием нескольких частных собственников. К тому же в протоколах о проведении таких собраний было немало нарушений.
Дробить на кварталы
Главная причина инициатив по реформированию отрасли — накопившиеся в ЖКХ проблемы. Прежде всего — огромные долги перед поставщиками коммунальных услуг. По оценке жилищного комитета, совокупный долг по квартплате составляет сегодня 6 млрд рублей.
Однако самые злостные должники — не частные, а государственные компании. Например, по данным "Водоканала", из общей суммы долга за его услуги, который на 1 марта текущего года составил почти 1,9 млрд рублей, на долю компаний, частично или полностью принадлежащих городу, приходится свыше 1,52 млрд. "ТЭК" тоже раньше публиковал ежемесячные отчеты о должниках (в 2011 году эта практика прекратилась), и основная сумма долга в этих списках приходилась на долю ЖКС.
В пресс–службе "ТЭК" пояснили, что если поставщики будут требовать погашения долгов через суд,то это поставит УК на грань банкротства.
Председатель совета СРО "Ассоциация управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере" Евгений Пургин считает, что городу нужно не монополизировать, а, наоборот, дробить рынок.
"Нужно разбить жилфонд, который находится в управлении ЖКС, на мелкие лоты — скажем, поквартально, — и на конкурсной основе передать его частным компаниям. Тогда управление будет более эффективным", — говорит Евгений Пургин.