Поставки белорусского бензина сдерживают рост розничных цен на топливо в Петербурге. В апреле прекратился рост цен на бензин, однако это ненадолго, говорят эксперты. Цены начнут расти уже в июле, с повышением акцизов на топливо.
С начала 2013 года цены на топливо в Петербурге, как, впрочем, и во всей стране, демонстрируют темпы прироста, несвойственные этому времени года: обычно в первом квартале цены стабильны, а расти начинают в апреле.
Быстрее всего в Петербурге c января по март дорожали наиболее востребованные виды горючего — 95-й бензин (средняя цена возросла на 2,8%, до 29,5 рублей за литр) и дизельное топливо (прирост 2,8%, выше 30 рублей). Медленней дорожал 92-й бензин – стоимость этого увеличилась на 2,5%, приблизившись к отметке 29 рублей за литр.
"В мае цены будут стоять, все нефтебазы заполнены под завязку, что исключает возникновение дефицита топлива", — прогнозирует президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин.
По его мнению, рост цен может возобновиться летом. С июля планируется повысить акцизы на топливо. "Поставщики топлива в ответ на увеличение налогового бремени могут поднять цены, но не нужно забывать, что антимонопольное ведомство внимательно следит за динамикой цен на бензин, так что необоснованно повысить цены вряд ли получится", — полагает Олег Ашихмин.
Читайте также:
Цены на бензин продолжают расти быстрыми темпами
Цены могли бы быть еще выше. "Рост сдерживали поставки недорогого белорусского бензина, вырабатываемого по межправительственному соглашению из российского сырья. Беларусь поставляет в основном 92-ой бензин", — говорит Всеволод Соколов, директор по региональной политике Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.
С 2011 года правительство РФ обязало нефтяные компании продавать до 15% нефтепродуктов на местной бирже с целью стабилизации цен на топливо, предотвращения их резкого роста.
Однако на практике биржевой механизм стал инструментом конкурентной борьбы вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) с независимыми АЗС. В свои розничные сети ВИНКи поставляют топливо по договорам, а независимым компаниям предлагают покупать топливо на бирже по более высоким ценам.
Например, год назад
Сургутнефтегаз
разорвал прямой договор с Петербургской топливной компанией (ПТК). Тогда в ПТК отмечали, что на бирже за бензин приходится платить больше, чем по договору. "Единственный выход — поставить все АЗС в равные условия. Пусть берут топливо на бирже", — считает Олег Ашихмин.