Поправки на дорогах

Автор фото: Волков Павел

К лету российские автомобилисты, судя по всему, будут ездить по новым правилам. Законопроект с ворохом новых поправок уже принят в первом чтении, правда, во втором его наверняка ждут изменения, но понятно, что линия ужесточения продолжается, другого варианта, видимо, нет.

В минувшую пятницу Госдума приняла за основу проект закона, написанный депутатом Вячеславом Лысаковым вместе с ГИБДД. В основном в нем прописано ужесточение штрафов за различные нарушения, например, минимальный штраф повышается до 500 рублей, максимальный до 50 тысяч, за разговор по телефону за рулем — до 3 000 рублей, за езду без прав — до 15 000 рублей, за рецидив нетрезвой езды — до 50 тысяч с арестом на 15 суток, и так далее.
Одновременно предлагается ввести аналог балльной системы, то есть за каждое правонарушение будут начисляться баллы (один за каждые 100 рублей штрафа), и если за год набрать 200 баллов, то это потянет на лишение прав. За повторные одинаковые нарушения в течение года штрафы будут увеличиваться, также можно будет одновременно и штрафовать, и лишать. Эта система многим депутатам не нравится из-за потенциальной коррупционности (можно подумать, действующая система в этом смысле чиста), и ее будут корректировать во втором чтении, Лысаков уже пообещал, что "баллы" коснутся только грубых нарушений вроде выезда на встречку.
В эти же дни решается вопрос о возвращении допустимой нормы промилле. Как известно, "нулевой" промилле ввел Дмитрий Медведев, все последние годы его всячески уговаривали мнение переменить, и Медведев, кажется, сдался — во всяком случае, недавно сказал, что не возражает против возвращения нормы "в размере погрешности" алкометра, то есть 0,1 промилле. И еще одна инициатива — разделение прав на 10 категорий с созданием особой категории М для мопедов и скутеров, на которых любит гонять молодежь.
Поправки в ПДД и КоАП — одно из любимых мест приложения депутатского креатива, потому что регулировать факторы опасности на дорогах это, во-первых, привлекательно с точки зрения пиара, а во-вторых, все-таки имеет какие-то практические смысл и пользу. Нельзя сказать, что все это бесполезно — например, если взять статистику ГИБДД, то выходит, что с 2008 года и до сих пор количество ДТП в стране снижается (правда, в 2012 году выросло на 1,9% по сравнению с предыдущим), а до этого с начала нулевых росло. В 2007 в правила внесли сразу пачку ужесточающих норм, например, обязательство включать фары круглые сутки, возить детей в автокреслах,  и многое другое. Если в 2007 году в России произошло 233 809 ДТП с 33 тысячами погибших, то в 2011 — 199 868 с 28 тысячами жертв. И, кстати, "нулевое промилле" тоже, наверное, какую-то роль в этом сыграло.
Обыкновенные нормы поведения на дорогах и правила безопасности сами собой в России не приживаются. То есть никак не получалось в свое время сделать так, чтобы люди сами понимали: "Ребенка надо посадить в автокресло, это безопасно", пришлось пугать штрафами. В некоторых особо буйных республиках даже пристегиваться ремнем до сих пор считается "недостойным настоящего мужчины", и там, скорее всего, никакие поправки не заставят водителей не разговаривать по телефону за рулем и не ехать на красный просто потому, что это правда может быть опасно.