Счетная палата усомнилась в пользе потраченных "Аэрофлотом" 14 млрд рублей

Автор фото: Алексей Шаблин

Счетная палата РФ обвинила ОАО "Аэрофлот" в "неэффективной" трате почти 14 млрд рублей. Авиаперевозчик обвинения отрицает, но в то же время признает, что по итогам 2012 года план по выручке исполнен на 0,5%.

ОАО " Аэрофлот " за 2010-2011 годы и девять месяцев 2012 года "неэффективно" израсходовало 13,9 млрд рублей, заявил 26 апреля аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин на заседании комитета по регламенту и организации парламентской деятельности Совета Федерации.
По словам Сергея Рябухина, в результате проверки аудиторы установили, что неэффективные расходы на покупку и продажу услуг и товаров составили 8,5 млрд рублей, неэффективные затраты на продажу и выкуп товарных знаков составили 1,5 млрд рублей.
Еще около 4 млрд рублей составили неэффективные расходы по привлечению кредитов Сбербанка в размере 12 млрд рублей вложениями их в оборотные средства дочерней фирмы авиакомпании ООО "Аэрофлот-финанс".
Согласно выводу Сергея Рябухина, если из прибыли "Аэрофлота" вычесть доходы, полученные от иностранных авиаперевозчиков, итоги работы компании были бы убыточными.
Представители компании "Аэрофлот" не согласны с выводами аудиторов Счетной палаты. Как они заявляли ранее, "по некоторым позициям документа были сделаны некорректные выводы, не учитывающие специфику авиационной отрасли".  В частности, компания отказалась признать неэффективными расходы на рекламу, которые, по данным аудиторов, составляют почти 10% в стоимости перевозок "Аэрофлота".
"Нарастить пассажиропоток удалось благодаря активной рекламной кампании, прежде всего зарубежной. Важно отметить, что на собственно рекламу уходит 0,6% от выручки от реализации при том, что Советом директоров установлено ограничение на уровне 1%", — сообщали в компании.
В четверг, 26 апреля, прошло заседание совета директоров ОАО "Аэрофлот", на котором были объявлены итоги работы в 2012 году. Выручка за этот период, по данным компании, превысила бюджет на 12%, план по выручке выполнен лишь на 0,5% ("за счет неисполнения плана по объемам перевозок дочерними зависимыми авиакомпаниями"). План ОАО "Аэрофлот" по операционной прибыли выполнен на $278 млн, а всей группы фирм — на $147 млн.
Несмотря на это, к 2018 году компания намерена довести свою долю на рынке до 38,6%. Количество самолетов группы компаний должно составить 282. Чистая прибыль в 2018 году должна составить $362 млн.
Скандал вокруг "Аэрофлота" начался несколько недель назад, когда стало известно о том, что член совета директоров ОАО "Аэрофлот" Алексей Навальный в феврале отправил гендиректору авиакомпании Виталию Савельвеву письмо с претензиями к работе фирмы. Так, он обвинил компанию в сотрудничестве с фирмой "Апостол-медиа" Тины Канделаки, с которой был заключен без конкурса контракт стоимостью 64 млн рублей.
"Контракт составлен таким образом, что поощряет "механистическую раскрутку" видеороликов путем создания виртуальных "просмотров" с помощью специальных программ-роботов", — писал Навальный 18 февраля в своем обращении Виталию Савельеву. По состоянию на 18 февраля, ОАО "Аэрофлот" перечислило ООО "Апостол" 46 млн рублей в качестве платы за изготовление и продвижение 43 видеороликов и за продвижение двух роликов, изготовленных авиакомпанией.