"Деловой Петербург". Количество сделок с офисной недвижимостью в Петербурге выросло после кризиса на Кипре

Рынок коммерческой недвижимости Петербурга оживился, количество сделок растет. Эксперты считают, что ажиотаж связан с приходом горячих денег, которые до кипрского кризиса искали себе применение в Европе. Число запросов на приобретение инвестиционных активов увеличилось с начала года на 20–30%

За последние полгода на рынке Петербурга произошло несколько крупных сделок с офисной недвижимостью. А количество запросов от покупателей на приобретение коммерческих помещений с инвестиционными целями увеличилось на треть. Участники рынка связывают эту тенденцию с возросшими рисками инвестиций за рубежом и, в частности, с недавними событиями на Кипре, подорвавшими доверие состоятельных людей к офшорам.

Много сделок хороших и разных

Офисная недвижимость в Петербурге в последнее время пользуется повышенным спросом у покупателей. С начала года в сегменте было закрыто минимум две крупные публичные сделки: компания, аффилированная с "Газпромом", приобрела здание на Невском пр., 58, у совладельца "Адаманта" Игоря Лейтиса, и неизвестный покупатель купил здание бизнес–центра на 7–й линии Васильевского острова, 44.
"ДП" удалось обнаружить еще три сделки, которые подтверждают тенденцию. Недавно был продан бизнес–центр на Синопской наб., 52, принадлежавший акционерам сети "О’Кей". Новый собственник не раскрывается, а стоимость объекта площадью 4 тыс. м2 эксперты Colliers Int. оценивают в 550–650 млн рублей.
В финальной стадии находится продажа принадлежавшего компании "ЮИТ–СПб" бизнес–центра "Ориенталь". "Покупатель — инжиниринговая компания. Она приобрела актив для себя", — сообщил источник в "ЮИТ", но контрагента не назвал. Актив площадью 5 тыс. м2 эксперты Astera оценивают в 500 млн рублей.
Еще одна сделка, которая, по данным "ДП", сейчас завершается, — продажа компанией "Теллус групп", принадлежащей Елене Смотровой, недавно купленного комплекса из пяти зданий площадью 18 тыс. м2 на Измайловском пр., 29, под бизнес–центр класса B+. В "Теллус групп" сделку не комментируют. Оценка актива в нынешнем виде — до 500 млн рублей.
И рынок, судя по всему, ждет еще много интересных событий. Достаточно вспомнить, что группа "ЛСР", подконтрольная экс–сенатору Андрею Молчанову, выставила на продажу портфель своих бизнес–центров, включая знаковое здание на Невском пр., 1.

Деньги неизвестного происхождения

Резкое оживление на рынке коммерческой недвижимости города эксперты связывают в том числе с последними событиями на Кипре. "Судя по всему, они всколыхнули у людей с деньгами общее недоверие к офшорам. Люди стали искать другие инструменты сохранения средств. И это задело наш рынок", — делится наблюдениями заместитель главы филиала компании "Бьер Люмьер Холдинг" Андрей Пушкарский. Он сообщил, что знает несколько сделок, где офисные комплексы ушли практически по цене предложения. "По моим наблюдениям, горячие деньги покупают активы нервно и не торгуясь. Как будто у них одна цель — быстрее пристроить капитал. С рынка вымываются объекты, которые стояли в предложении годами по таким высоким ценам, которые отпугивали покупателей. Но вряд ли эта тенденция будет долгой. Ажиотаж всегда быстро проходит", — прогнозирует Андрей Пушкарский.
"По ощущениям, на рынке появились деньги неизвестного происхождения. Покупатели действительно смотрят объекты, которые еще год назад не считались привлекательными из–за высокой цены. И даже что–то приобретают", — подтверждают в Knight Frank SPb.
"Если раньше покупатель и продавец ходили вокруг да около годами, то сейчас некоторые сделки закрываются за 3–6 месяцев", — добавляет управляющий партнер "АйБи Групп" Юрий Борисов. По его словам, покупателей сейчас интересует готовый бизнес с доходностью не менее 12% годовых. "Основной спрос — на заполненные офисные здания класса В, которые стоят $2–5 млн за штуку", — говорит он.
"Число запросов на приобретение инвестиционных активов увеличилось с начала года на 20–30%", — сообщили в NAI Becar СПб. "На активы набрасываются те, кто по той или иной причине теряет деньги. Эти люди создают на рынке "ветер", поскольку город у нас маленький. Но реальных сделок мало. Каждая из них — результат долгой работы, причем в тишине", — заключил гендиректор ГК "БестЪ" Георгий Рыков.

В Европе страшновато

Опрошенные "ДП" эксперты финансового рынка согласны с тем, что история с экспроприацией крупных банковских вкладов на Кипре является важным сигналом для владельцев капиталов. В Европе, которая прежде считалась гораздо более безопасным местом для хранения денег, чем Россия, стали нарастать риски.
Списания денег с крупных депозитов в проблемных банках, судя по последним заявлениям европейских политиков, станут стандартным способом решения проблем. В частности, о подготовке закона, позволяющего использовать деньги вкладчиков для спасения банков, упоминал комиссар Евросоюза по внутренним рынкам Мишель Барнье. Неприкосновенными европейцы собираются оставить только вклады объемом до 100 тыс. евро.
Финансисты затрудняются оценить общий объем средств, которые до сих пор хранят граждане и компании России на счетах в банках стран PIIGS (Португалия, Италия, Ирландия, Греция и Испания). Финансовые системы этих стран считаются наименее устойчивыми в Европе. Однако, как полагает Александр Разуваев, директор аналитического департамента компании "Альпари", деньги из банков этих стран россияне давно вывели: "Депозиты остались только в испанских банках, и то данные суммы незначительны — в пределах $0,5 млрд". Между тем в кипрских банках, как сообщил на прошлой неделе министр иностранных дел Кипра Иоаннис Касулидис, зависло около 20 млрд евро российских денег.
Безусловно, мы имеем дело с кипрским синдромом! Но дело не только в нем. Есть еще пара важных причин. Во–первых, в коммерческую недвижимость стали перетекать деньги граждан, которые в прошлые годы покупали с инвестиционными целями квартиры. Сейчас маржа в этом бизнесе из–за высоких цен на жилье снизилась, реально пригодных для аренды квартир стало меньше. Во–вторых, идет волна сокращения топ–менеджеров в крупных компаниях. Они создают свои бизнесы и для них покупают и арендуют офисы.
Василий Сопромадзе
девелопер
Спрос на офисы в Петербурге действительно превышает предложение. Но ажиотажа по своим объектам мы не видим, хотя мы их и не продаем. Что касается аренды, то за полгода мы закрыли около 10 сделок — более 1 тыс. м2 каждая. Это для нас рекорд. Связан ли рост интереса к офисам с кипрскими событиями — не знаю. Мне кажется, здесь другая причина: новых офисов на рынке с 2008 года почти не строили, а после кризиса на них резко вернулся спрос. На рынок стали приходить московские компании и федеральные структуры. Но говорить, что они все берут не торгуясь, неверно. Бездумных сделок, как в лихие 1990–е, никто не заключает.
Дмитрий Золин
управляющий директор сети БЦ "Сенатор"