Владимир Путин в очередной раз поручил правительству разработать "налог на роскошь". Это одно из его предвыборных обещаний, которое никто исполнять не торопится. Чиновникам непонятно, как бы ввести налог так, чтобы его не вводить.
Президент России дал кабинету министров официальное поручение — "обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на введение налога на роскошь. Срок — до 1 ноября 2013 года".
Во время "прямой линии" с россиянами на прошлой неделе Путин вспомнил про этот налог: "Несмотря на мои многократные разговоры с членами правительства, как-то они все не могут найти должного и нужного, возможного варианта внедрения этой системы применительно к недвижимости", — сказал глава государства.
Заминка действительно имеется. О введении налога на роскошь Путин заговорил перед выборами, упомянув о нем в послании Федеральному собранию, а затем повторив в статье: "Основные решения должны быть приняты уже в этом году, с тем, чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов", — писал он в январе 2012 года. Вообще-то, Путин тогда был еще премьер-министром, вполне мог и сам успеть подготовить законопроект.
Правительство, обсуждая идею, увязло в спорах о том, что считать роскошью и как подходить к вопросу. Сначала решили, что к роскоши должны относиться дорогие машины по признаку мощности, свыше 410 л.с. Потом сообразили, что лучше бы привязаться к цене автомобиля, но сочли, что не всегда можно выяснить его реальную цену. Так же дискутировали по поводу недвижимости. Если отталкиваться от цены, то, во-первых, все упрется в отсутствие кадастровых оценок, во-вторых, тогда налог придется платить владельцам квартир в центре Москвы и Петербурга, а это далеко не всегда богатые люди, кто-то и от бабушек унаследовал.
Это не говоря уже о, например, антиквариате или произведениях искусства, которые вообще непонятно как оценивать. Можно, конечно, брать за основу цену покупки/продажи. Но способов уйти от реальной цены немало, начиная с "конвертов" и липовых экспертиз, заканчивая банальным оформлением всего подряд на юрлица и фонды. К тому же, нет ведь задачи доказать, что дорогая вещь на самом деле дешевая. Надо просто занизить показатели чуть ниже установленной планки, чтобы не подпасть под налог.
У самого Путина, судя по всему, внятной позиции по этому поводу нет. В феврале 2012 года он говорил, что "речь идет о дополнительном налоге на сверхличное потребление". Но как юридически определить, что человек потребляет "сверхлично" — задача для истинного титана права. Простой мобильный телефон тоже можно признать роскошью, это же не жизненно необходимая потребность. Проще было бы облагать налогом просто задекларированный доход, но об этом министры вообще не упоминают.
Поэтому задумка президента выглядит капризом. Если говорить по-простому, то человек хочет, чтобы бедные видели, будто богатые платят много денег. Пойдите и придумайте, как, говорит он министрам. Этого же хотят и большинство россиян, конечно же. Другое дело, что среднестатистические россияне в юридические вопросы вникать не обязаны.
Ну, а если ссылаться на опыт зарубежных стран, то надо помнить, что работать налог на роскошь может только там, где люди не утаивают реальный размер своих доходов и расходов, а государство не делит граждан по принципу "своих" и "чужих". Ведь главная проблема в российских реалиях — это не ввести налог на роскошь, а сделать так, чтобы он как бы был, но на "своих" не распространялся, точнее, распространялся бы только если человека понадобилось "прижать". А так не бывает. У нас и так к каждому третьему обладателю особняка можно приходить с делегацией из налоговой и спрашивать "на какие шиши?" Не приходят же. Значит, и не придут.