14:5515 мая 201314:55
322просмотров
14:5515 мая 2013
Сразу несколько крупных владельцев дискаунтеров, работающих в формате у дома, столкнулись с проблемами при попытке продлить лицензии на торговлю алкоголем. Их объекты оказались в опасной близости к учреждениям, рядом с которыми торговлю спиртными напитками запрещает закон "О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции".
Оператор сети дискаунтеров "Пятерочка" — ООО "Агроторг" — не смог получить лицензии на право продажи алкоголя более чем в 10 своих магазинах. Среди пострадавших есть и другие компании: "Дикси", "Интерторг" ("Народная семья", "Идея", Spar), холдинг "Продовольственная биржа" ("Полушка", "Лайм").
Последствия закона
Федеральный закон запрещает торговать спиртным в 100–метровой зоне рядом с детскими, образовательными, медицинскими и спортивными объектами. С прошлого года в этот перечень вошли рынки, вокзалы, аэропорты и другие места массового скопления граждан. Федеральный закон предусматривает установление муниципалитетами своего радиуса. В Петербурге 111 муниципалитетов, и в каждом свои нормы. Минимальный размер запретной зоны составляет 25 м, максимальный — до 150 м.
Федеральный закон принят в рамках антиалкогольной концепции, благодаря которой государство рассчитывает к 2020 году более чем вдвое снизить потребление алкогольной продукции: с нынешних 12 л до 5 л в год на человека.
Читайте также:
"Деловой Петербург". Алкоголь и фермеры
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Магазин пешеходной доступности (ул. Будапештская, 104).
Глава
комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга Эльгиз Качаев отметил, что у большинства сетей, работающих в Петербурге, срок лицензии заканчивается весной этого года. Первой жертвой стал "Агроторг", но в такой ситуации окажутся и другие игроки, прогнозирует чиновник.
Например, федеральная сеть "Дикси" тоже не смогла продлить лицензии по нескольким объектам. По словам директора Северо–Западного регионального управления "Дикси" Андрея Нор–Аревяна, эти магазины продолжают работу, но с собственниками помещений идут переговоры о снижении ставки аренды. "Если собственник не готов идти навстречу и снижать ставки, остается единственный выход — закрывать магазин", — сетует он.
В "Агроторге" также ищут пути выхода из сложившейся ситуации, отметил глава Северо–Западного филиала Х5 Retail Group Иван Михайлов.
Пострадал от федерального закона и ТД "Интерторг". По словам управляющего директора компании Олега Рыбакова, в сети около 12 магазинов, не получивших лицензию.
Не на все магазины смогли продлить лицензию и в холдинге "Продовольственная биржа". "У нас тоже есть магазины, которые сейчас не торгуют алкоголем", — признается коммерческий директор холдинга Михаил Ломоносов.
Недополученная выручка
Выручка одного дискаунтера или магазина формата у дома в сутки варьируется от 300 тыс. до 1 млн рублей — в зависимости от месторасположения. На доход от продажи алкоголя приходится от 8 до 15%. Соответственно, отказ в лицензии обходится торговой точке в сумму от 30 тыс. до 100 тыс. рублей в день.
"Естественно, экономика магазина изменилась не в лучшую сторону, но вопрос о закрытии точек пока не стоит", — говорит Михаил Ломоносов.
"К сожалению, на нашем рынке продовольственный магазин вне зависимости от ценового сегмента, формата и ассортимента не может существовать без торговли алкоголем, на долю которого приходится 11% оборота и больше", — более откровенен генеральный директор сети супермаркетов "Лэнд" Илья Штром, который, впрочем, отмечает, что ему удалось продлить лицензии на все свои объекты.
В магазинах компании "Интерторг" доля выручки от продажи алкоголя в зависимости от магазина составляет 8–12%.
По данным Андрея Нор–Аревяна, в среднем по рынку в непремиальных продовольственных универсамах на продажу алкоголя приходится 10–15% оборота.
Претензии без ответа
Генеральный директор некоммерческого партнерства защиты прав и законных интересов предпринимателей "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский сообщил, что проблемы с получением лицензии из–за готовящегося законопроекта они прогнозировали еще в прошлом году. В связи с этим еще в июне прошлого года было направлено официальное письмо в Министерство экономического развития.
По словам Максима Черниговского, клуб просил, чтобы в Петербурге оставили в силе действующие нормы, ограничивающие территорию, на которой запрещена торговля алкогольной продукцией: для центральных районов не менее 25 м, для остальных — не менее 40 м от детских и образовательных учреждений. "Но нам на это письмо даже никто не ответил", — возмущается он. По мнению Максима Черниговского, если следовать букве закона и учитывать все социальные объекты вплоть до небольших медицинских клиник, то в центре Петербурга можно закрыть 90% магазинов, а в спальных районах — до 60%.
"При этом до сих пор во многих ларьках и киосках продают пиво и даже крепкий алкоголь днем и ночью. Находятся рядом социальные объекты или нет — абсолютно не имеет значения", — возмущается Олег Рыбаков.
“
Ретейлеры и общепит при продлении алкогольной лицензии на следующий период стали сталкиваться с серьезными проблемами. Некоторые предприниматели могут использовать норму закона в качестве недобросовестной конкуренции. Например, работал крупный магазин долгоевремя, но вдруг рядом открывается массажный кабинет или стоматологическая клиника с одним креслом — и все, магазин вынужден закрываться, так как без права торговать алкоголем он терпит убытки.
Эльгиз Качаев
глава комитета по развитию предпринимательства и потре-бительского рынка Петербурга
“
На 1 января 2012 года алкоголь в России продавали 330 тыс. магазинов, год спустя — 270 тыс. Меньше пить не стали, то есть основная цель не достигнута. Сейчас администрации во всех регионах определяют социально значимые радиусы. С 1 июля количество магазинов сократится до 200 тыс., но пить все равно меньше не станут. Принимаемые меры приведут отчасти к укрупнению розницы, но пострадают малые магазины и формат торговли у дома, где на продажу спиртного приходилось до трети оборота.
Вадим Дробиз
директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя