Российские судостроители с трудом осваивают гособоронзаказ — передают Военно–морскому флоту с задержками не полностью боеспособные корабли.
Возьмем, к примеру, корвет "Бойкий", переданный Балтийскому флоту 16 мая, накануне празднования 310–летия флота. Почти на год судостроительный завод "Северная верфь" задержал передачу третьего в серии корвета, построенного по проекту 20 380, из–за того что поставщик скорострельной 100–мм пушки А–190 машиностроительный завод "Арсенал" не смог своевременно изготовить орудие. Непосредственно в день рождения флота балтийцы выставили "Бойкий" на всеобщее обозрение в Кронштадте. Посетителям они с гордостью рассказывали о грозном вооружении корабля. Не скрывая при этом, что установленный на корвете новый зенитный ракетный комплекс (ЗРК) морского базирования "Редут", разработанный петербургским "Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз", еще не принят на вооружение из–за того, что не прошел испытания. На стрельбах, прошедших в прошлом году, ЗРК не смог поразить цели. Доводить комплекс до ума будут теперь во время несения боевой службы. Были у моряков претензии и к корабельной пушке А–190, но сейчас, по их словам, орудие работает нормально — делает, как и должно, 60–80 выстрелов в минуту.
Это только один из множества примеров задержек и сдачи неполноценных кораблей флоту, в целом ситуация намного критичнее. Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК, входящие в нее проектные институты и заводы создают новый военный флот РФ) просрочила исполнение около 30% от общего объема заказов Минобороны, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров на прошедшем 21 мая у президента РФ Владимира Путина совещании, посвященном развитию отечественного судостроения.
Одной из главных причин долгостроя судостроители называют отсталую материально–техническую базу верфей. В ОСК подготовили для руководства страны концепцию развития корпорации на 2013–2030 годы, в ней, в частности, говорится, что на верфях применяются устаревшие технологии, оборудование изношено на 70%. По этой причине производительность труда примерно втрое ниже, чем у ведущих мировых верфей — корейских. Низкая производительность не позволяет строить корабли быстро и недорого.
Представители проектных институтов также сетуют на отсталую материально–техническую базу, что не позволяет конструкторам проводить полноценные испытания оборудования, вооружения до установки на корабли. Например, во времена СССР в Черном море была создана база военного флота, где проводились полноценные испытания ракет, торпед, и только после успешного завершения испытаний оружие ставили на корабли. После распада Советского Союза некоторые испытательные центры остались за пределами РФ, новые не строились, что–то просто развалилось от старости. Сегодня строящиеся корабли комплектуются не готовыми изделиями, а опытными образцами, которые испытываются, что называется, в бою, и нет ничего удивительного в том, что новая техника выходит из строя. Из–за того что приходится ее дорабатывать, возрастает общий срок изготовления корабля, увеличивается себестоимость работ.